Как ускорить получение справки о снятии с учета постоянного учреждения

preview

«Постоянное учреждение завершило свою работу в Узбекистане, так как все договорные обязательства выполнены в полном объеме. В течение какого срока налоговые органы должны выдать справку о снятии с учета? С момента подачи заявления уже прошло больше месяца, а в налоговой никто толком и сказать не может, когда мы получим этот документ».

Ситуацию по просьбе buxgalter.uz разъяснила налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА. Эксперт считает, что многие проблемные моменты в этой ситуации требуют внимания уполномоченных органов: 

Внимание

Подпишитесь на наш ТГ-канал, чтобы не пропустить нужное разъяснение!

 

– Постоянные учреждения и обособленные подразделения иностранных предприятий после завершения деятельности должны получить в налоговых органах справку о снятии с налогового учета. Этот документ по сути является точкой в их работе. Он подтверждает, что данный конкретный хозсубъект выполнил все свои договорные обязательства и уплатил все положенные налоги и сборы.

Такую справку должны выдавать в течение 1 рабочего дня, если налогоплательщик выполнил следующие условия :
1) полностью погасил обязательства по уплате налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом. Налоговой задолженности – нет;

2) закрыл банковские счета (если они были) иностранных юридических лиц, действующих через постоянное учреждение или обособленное подразделение, и это подтверждается информацией ЦБ, направленной в электронной форме налоговому органу.

При этом Административный регламент оказания госуслуги по постановке на учет (снятию с учета) в ОГНС постоянных учреждений и обособленных подразделений иностранных юридических лиц не дает четкой ясности, как должно быть подтверждено полное выполнение обязательств по уплате налогов и сборов.

Подтвердить это можно только в результате налоговой проверки. И в данном случае мы сталкиваемся с той же проблемой, что и при добровольной ликвидации субъектов предпринимательства, когда, как поясняют сами налоговики, из-за высокой загруженности сроки затягиваются.

Только в случае с ПУ и обособленными подразделениями все несколько сложнее. Положение о добровольной ликвидации субъектов предпринимательства устанавливает 3-дневный срок с момента подачи уведомления, в течение которого налоговый орган должен назначить проверку. Если этот срок пропущен, появляются аргументы, с которыми можно пойти в вышестоящий налоговый орган или в прокуратуру с жалобой. У постоянных учреждений и обособленных подразделений и этого срока не прописано.

Получается все очень размыто, что сильно усложняет процесс с точки зрения понимания, как это должно происходить, сроков и, конечно же, контроля.

В этой ситуации уместно руководствоваться ст. 28 Закона «Об обращениях физических и юридических лиц». Если в течение 15 рабочих дней нет никаких признаков реакции на ваше обращение, нужно проявлять активность. Потребуйте в налоговой инспекции информацию о ходе рассмотрения вашего заявления.

Если последуют ответы «много работы», «не успеваем» и т.п., – обратитесь с заявлением к начальнику инспекции, а если результата не будет, есть смысл обратиться с жалобой в Налоговый комитет.

Как правило, настойчивость позволяет ускорить ход рассмотрения вопроса. Если не поможет жалоба, обращайтесь в прокуратуру.

 

Как решить проблему на уровне системы

На мой взгляд, для решения возникающих проблем нужно усовершенствовать законодательство:

1) в Административном регламенте оказания госуслуги по постановке на учет (снятию с учета) в ОГНС постоянных учреждений и обособленных подразделений иностранных юрлиц нужно четко прописать, как именно подтверждается факт полного выполнения обязательств по уплате налогов и сборов, факт отсутствия налоговой задолженности. Если это – налоговая проверка, то в обязательном порядке должны быть установлены сроки, в течение которых она должна быть назначена и проведена;

2) нужно установить, что полное выполнение обязательств по уплате налогов и сборов, установленных НК, и отсутствие налоговой задолженности у ПУ и обособленных подразделений при их закрытии устанавливается на основании камеральной налоговой проверки. Эту же практику целесообразно распространить и на субъекты предпринимательства, чтобы отсутствие налоговой проверки не влекло продление полугодичного срока, установленного для их снятия с регистрации.

Считаю, что камеральная проверка – это достаточно эффективный инструмент, который поможет разгрузить налоговые органы, поскольку в этом случае анализируются данные из разных источников. И налоговикам тогда будет целесообразно физически выходить на объект, только если по результатам камералки выявлено много вопросов и нестыковок, требующих уточнения на месте.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ