Получите быстрые ответы, проверенные экспертами:
Налоговые льготы для общепита: почему хорошие инициативы остаются «на бумаге»
Указ Президента №УП-132 от 30.08.2024 г. должен был стать спасательным кругом для предприятий общественного питания, предоставив им право на возврат части уплаченного НДС и снижение ставки налога на прибыль на 50%. Однако на практике получить эти льготы оказалось практически невозможно из-за технических и бюрократических барьеров.
Cитуацию на примере одного из ресторанов Ташкента, который несмотря на все усилия столкнулся с непреодолимыми препятствиями при попытке воспользоваться положенными по закону преференциями, по просьбе buxgalter.uz прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
Чтобы не пропустить важное разъяснение эксперта, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
Возврат НДС: технические ловушки
Согласно ПКМ №745 от 07.11.2024 г. с 1 января 2025 года предприятия общепита, у которых доход от этого вида деятельности составляет не менее 90% от общего дохода, имеют право на возврат части уплаченного НДС. Однако при попытке оформить возврат в системе my3.soliq.uz возникают две ключевые проблемы:
1. Проблема переплаты. Если компания имеет переплату по НДС и не доплачивает сумму за конкретный отчетный период в полном объеме (а лишь ту часть, которая требуется с учетом переплаты), система выдает ошибку: «Tanlangan davr uchun soliq to'liq to'lanmangan» (за выбранный период налог не полностью оплачен).
2. Искусственное разделение товарооборота. Система не признает реализацию напитков (включая те, что приготовлены в самом заведении, – чай, кофе, лимонады) частью услуг общепита на основании кодов ИКПУ. В результате выдается ошибка: «Cheklar va faktura bo'yicha tushumning ulushi 90% dan kam» (доля выручки по чекам и счетам-фактурам меньше 90%).
Это создает парадоксальную ситуацию: ресторан, который готовит блюда и напитки и имеет официальный код ОКЭД 56100 «Рестораны и услуги по доставке продуктов питания», по мнению налоговой системы, не является предприятием общественного питания в полной мере.
Снижение ставки налога на прибыль: неожиданные требования
Ситуация с 50-процентным снижением ставки налога на прибыль еще более абсурдна. При попытке оформить данную льготу в той же системе возникает ошибка: «Sizning faoliyat turingiz umumiy ovqatlanish emas» (ваш вид деятельности не является общественным питанием).
При этом представители налоговой службы устно поясняют, что если предприятие не смогло получить льготу по НДС из-за несоответствия критерию 90%, то оно автоматически лишается и права на льготу по налогу на прибыль.
Важно отметить: в самом Указе Президента №УП-132 нет упоминания о 90-процентном пороге для получения льготы по налогу на прибыль. Более того, согласно Указу льгота должна применяться к предприятиям с преобладающим видом деятельности в сфере общественного питания, что подтверждается регистрационными данными.
Попытки добиться справедливости через официальные каналы приводят к нулевому результату, круг замыкается:
1) предприятие обращается в Министерство экономики и финансов;
2) Минэкономфин перенаправляет запрос в Налоговый комитет;
3) Налоговый комитет отвечает формальной отпиской, цитируя положения нормативных актов без разъяснения практики их применения;
4) при повторном обращении в Минэкономфин, вероятнее всего, последует такой же круг переписки.
Системные противоречия
Анализ ситуации выявляет несколько ключевых противоречий:
1. Техническое и юридическое. Программно-аппаратный комплекс налогового администрирования устанавливает дополнительные требования, которые не предусмотрены нормативными актами.
2. Расширительное толкование. Налоговые органы произвольно распространяют требование о 90% доле дохода от общепита на все виды льгот, хотя в Указе Президента такого ограничения для льготы по налогу на прибыль нет.
3. Противоречивая классификация. Технически разделяются доходы от продажи блюд и напитков, хотя оба вида деятельности являются неотъемлемой частью услуг общественного питания.
Что делать предприятиям общепита?
В данной ситуации можно рекомендовать следующие шаги:
1. Повторное обращение с конкретными вопросами. Направить в МЭФ письмо с указанием на неудовлетворительный ответ ГНК и просьбой дать конкретные разъяснения: почему применяется критерий 90% к льготе по налогу на прибыль и почему из расчета исключаются напитки.
2. Коллективное обращение. Объединиться с другими предприятиями общепита, столкнувшимися с аналогичной проблемой, и направить коллективное обращение в Уполномоченному при Президенте по защите прав предпринимателей.
3. Судебный путь. В качестве крайней меры рассмотреть возможность обращения в Экономический суд для оспаривания действий налоговых органов, используя аргумент о противоречии их требований положениям указа Президента.
Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует, как благие намерения на высшем государственном уровне могут быть нивелированы техническими настройками информационных систем и бюрократическими препонами на местах.
Для эффективной реализации государственной политики поддержки предпринимательства необходимо не только принимать соответствующие указы и постановления, но и обеспечивать их единообразное и корректное применение всей вертикалью государственного управления, включая программно-технические средства налогового администрирования.
Остается надеяться, что освещение данной проблемы поможет обратить на нее внимание компетентных органов и найти решение, которое позволит предприятиям общественного питания реально воспользоваться предоставленными государством льготами.
Подготовила Юлия ТАРШИЛОВА