Налоговые льготы для общепита: почему хорошие инициативы остаются «на бумаге»

preview

Указ Президента №УП-132 от 30.08.2024 г. должен был стать спасательным кругом для предприятий общественного питания, предоставив им право на возврат части уплаченного НДС и снижение ставки налога на прибыль на 50%. Однако на практике получить эти льготы оказалось практически невозможно из-за технических и бюрократических барьеров.

Cитуацию на примере одного из ресторанов Ташкента, который несмотря на все усилия столкнулся с непреодолимыми препятствиями при попытке воспользоваться положенными по закону преференциями, по просьбе buxgalter.uz прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

Чтобы не пропустить важное разъяснение эксперта, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

 

Возврат НДС: технические ловушки

Согласно ПКМ №745 от 07.11.2024 г. с 1 января 2025 года предприятия общепита, у которых доход от этого вида деятельности составляет не менее 90% от общего дохода, имеют право на возврат части уплаченного НДС. Однако при попытке оформить возврат в системе my3.soliq.uz возникают две ключевые проблемы:

1. Проблема переплаты. Если компания имеет переплату по НДС и не доплачивает сумму за конкретный отчетный период в полном объеме (а лишь ту часть, которая требуется с учетом переплаты), система выдает ошибку: «Tanlangan davr uchun soliq to'liq to'lanmangan» (за выбранный период налог не полностью оплачен).

2. Искусственное разделение товарооборота. Система не признает реализацию напитков (включая те, что приготовлены в самом заведении, – чай, кофе, лимонады) частью услуг общепита на основании кодов ИКПУ. В результате выдается ошибка: «Cheklar va faktura bo'yicha tushumning ulushi 90% dan kam» (доля выручки по чекам и счетам-фактурам меньше 90%).

Это создает парадоксальную ситуацию: ресторан, который готовит блюда и напитки и имеет официальный код ОКЭД 56100 «Рестораны и услуги по доставке продуктов питания», по мнению налоговой системы, не является предприятием общественного питания в полной мере.

 

Снижение ставки налога на прибыль: неожиданные требования

Ситуация с 50-процентным снижением ставки налога на прибыль еще более абсурдна. При попытке оформить данную льготу в той же системе возникает ошибка: «Sizning faoliyat turingiz umumiy ovqatlanish emas» (ваш вид деятельности не является общественным питанием).

При этом представители налоговой службы устно поясняют, что если предприятие не смогло получить льготу по НДС из-за несоответствия критерию 90%, то оно автоматически лишается и права на льготу по налогу на прибыль.

Важно отметить: в самом Указе Президента №УП-132 нет упоминания о 90-процентном пороге для получения льготы по налогу на прибыль. Более того, согласно Указу льгота должна применяться к предприятиям с преобладающим видом деятельности в сфере общественного питания, что подтверждается регистрационными данными.

Попытки добиться справедливости через официальные каналы приводят к нулевому результату, круг замыкается:

1) предприятие обращается в Министерство экономики и финансов;

2) Минэкономфин перенаправляет запрос в Налоговый комитет;

3) Налоговый комитет отвечает формальной отпиской, цитируя положения нормативных актов без разъяснения практики их применения;

4) при повторном обращении в Минэкономфин, вероятнее всего, последует такой же круг переписки.

 

Системные противоречия

Анализ ситуации выявляет несколько ключевых противоречий:

1. Техническое и юридическое. Программно-аппаратный комплекс налогового администрирования устанавливает дополнительные требования, которые не предусмотрены нормативными актами.

2. Расширительное толкование. Налоговые органы произвольно распространяют требование о 90% доле дохода от общепита на все виды льгот, хотя в Указе Президента такого ограничения для льготы по налогу на прибыль нет.

3. Противоречивая классификация. Технически разделяются доходы от продажи блюд и напитков, хотя оба вида деятельности являются неотъемлемой частью услуг общественного питания.

 

Что делать предприятиям общепита?

В данной ситуации можно рекомендовать следующие шаги:

1. Повторное обращение с конкретными вопросами. Направить в МЭФ письмо с указанием на неудовлетворительный ответ ГНК и просьбой дать конкретные разъяснения: почему применяется критерий 90% к льготе по налогу на прибыль и почему из расчета исключаются напитки.

2. Коллективное обращение. Объединиться с другими предприятиями общепита, столкнувшимися с аналогичной проблемой, и направить коллективное обращение в Уполномоченному при Президенте по защите прав предпринимателей.

3. Судебный путь. В качестве крайней меры рассмотреть возможность обращения в Экономический суд для оспаривания действий налоговых органов, используя аргумент о противоречии их требований положениям указа Президента.

Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует, как благие намерения на высшем государственном уровне могут быть нивелированы техническими настройками информационных систем и бюрократическими препонами на местах.

Для эффективной реализации государственной политики поддержки предпринимательства необходимо не только принимать соответствующие указы и постановления, но и обеспечивать их единообразное и корректное применение всей вертикалью государственного управления, включая программно-технические средства налогового администрирования.

Остается надеяться, что освещение данной проблемы поможет обратить на нее внимание компетентных органов и найти решение, которое позволит предприятиям общественного питания реально воспользоваться предоставленными государством льготами.

 

Подготовила Юлия ТАРШИЛОВА

 

Налоговые льготы для субъектов предпринимательства налоговые льготы, освобождение от налогов, условия применения льгот, отчетность, льготы для бизнеса, льготы узбекистан Налоговые льготы в Узбекистане – кто имеет право на освобождение от уплаты налогов, как применяются льготы и как отражаются в отчетности. Узнайте об актуальных послаблениях для бизнеса и физических лиц на Buxgalter.uz! /ru/publish/doc/text207725_nalogovye_lgoty_dlya_obshchepita_pochemu_horoshie_iniciativy_ostayutsya_na_bumage