Налоговый комитет ждет предложений по совершенствованию порядка постановки на учет плательщиков НДС и возмещения НДС

preview

Налоговый комитет проводит оценку регуляторного воздействия ПКМ № 595 от 22.09.2021 г. Каждый налогоплательщик имеет возможность высказать свои замечания и предложения по совершенствованию порядка, устанавливаемого этим нормативно-правовым актом.

Налоговый консультант директор ОНК «Tax Consensus» Иродахон АББОСХОНОВА считает, что в обсуждении документа нужно принять активное участие. По просьбе buxgalter.uz она разъяснила свою позицию и рассказала, какие предложения были направлены ею.

 

Следите за нашими публикациями в телеграм-канале.

 

– ПКМ № 595 от 22.09.2021 г. утверждает комплекс мер по совершенствованию постановки на учет налогоплательщиков и упрощению порядка возмещения НДС. Это нормы, которые в большинстве своем на разных этапах вызвали дискуссии относительно их уместности и справедливости.

Как результат, в документ уже вносились изменения. Например, вначале было 11 критериев – оснований для приостановки Свидетельства плательщика НДС. В последующем их число было сокращено до 1. Сегодня НДС-свидетельство могут приостановить, только если выявлено несоответствие осуществляемых сделок (операций) номенклатуре закупаемых и реализуемых товаров (услуг) .

Вместе с тем некоторые положения документа и сегодня вызывают вопросы. Часть из них связана с выходом новых нормативно-правовых актов. Другие – с реализацией норм при помощи информационных систем Налогового комитета. При этом у разных налогоплательщиков может быть свой взгляд на документ и связанные с ним проблемы. До 15 мая эти замечания и предложения можно направить на электронную почту muxabbat.xaliqulova@soliq.uz. Налоговый комитет обещает на основе высказанных предложений и замечаний разработать предложения по совершенствованию нормативно-правового акта. Это позволит устранить имеющиеся разночтения и нестыковки в нормативно-правовых актах, что в целом благоприятно скажется на правоприменительной практике. 

От своего имени я уже направила предложения, расскажу о некоторых.

Заслуживает внимания норма, устанавливающая, что с 1 января 2022 года остатки товарно-материальных запасов, хранящихся на объектах недвижимого имущества, арендуемого или безвозмездно используемого на основании договоров, не поставленных на учет в налоговых органах, не подлежат инвентаризации и в целях налогообложения оцениваются как не существующие на складе налогоплательщика.

На практике есть еще третий вариант, когда товар на основании отдельного договора передается на хранение, то есть хранится на складе, не принадлежащем владельцу товара. Что делать в этой ситуации? В нормативно-правовых актах по этому поводу ничего не сказано.

На сайте ijara.soliq.uz есть специальная кнопка для регистрации таких договоров. Если договор хранения не зарегистрировать, то ваши товары налоговыми органами тоже оцениваются как не существующие на складе налогоплательщика, что идет вразрез с ПКМ № 595.

Этот пробел нужно устранить – прописать такие ситуации в нормативно-правовом акте. При этом я считаю, что регистрация договоров хранения на ijara.soliq.uz – это чрезмерная нагрузка налогоплательщика. Налоговые органы могут получать информацию о таких товарах на основании данных системы ЭТТН и E-active.

Другая проблема связана с пунктом 13 Положения о порядке специального учета плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах. Налоговый орган в течение 7 дней с момента поступления заявления плательщика НДС о постановке на специальный регистрационный учет в целях определения уровня налогового риска вправе изучить с выездом на место фактическое нахождение налогоплательщика по адресу государственной регистрации, а также фактическое наличие указанного адреса по данным адресно-справочного бюро.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента № УП-8 от 09.01.2024 г. с 1 марта 2024 года при государственной регистрации и перерегистрации юридического лица допускается указывать место жительства учредителя. Понятно, что к этой мере налогоплательщики прибегают на стадии становления нового предприятия и по факту предприятия по месту жительства учредителя не будет.

Получается, что предприниматель ничего не нарушил, а в соответствии с пунктом 13 Положения, прил. № 1 к ПКМ № 595 от 22.09.2021 г. попадает в число налогоплательщиков с риском. Это несправедливо. Положение о порядке специального учета плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах нужно привести в соответствие с нормами пункта 2 Указа Президента № УП-8 от 09.01.2024 г.

Вот еще одна проблема. В соответствии с Указом Президента № УП-162 от 28.06.2022 г. субъектам предпринимательства, признанным обязательными плательщиками НДС, автоматически выдается свидетельство о специальной регистрации по налогу на добавленную стоимость без указания уровня налогового риска. В этом случае деятельность субъектов предпринимательства контролируется налоговыми органами, а выявление в ходе мониторинга ситуаций налогового риска является основанием для приостановления действия свидетельства о специальной регистрации по налогу на добавленную стоимость.

На практике этого не происходит. У меня есть конкретные примеры, когда в соответствии с Налоговым кодексом предприятие становится плательщиком НДС в обязательном порядке. Однако автоматически Сертификата они не получили.

Все программы налогового администрирования должны работать строго в соответствии с нормативно-правовыми актами. Своевременно получив Сертификат, налогоплательщик сразу начинает работать как плательщик НДС. Когда же он его не получает своевременно, могут быть упущения, устранение которых дополнительная нагрузка и неприятности. 

Так что вопросов масса. И чтобы при доработке документ был всесторонне проработан, нужно чтобы все эти вопросы были в поле зрения рабочей группы. Вы можете отправлять свои замечания и предложения на электронную почту: muxabbat.xaliqulova@soliq.uz до 15 мая 2024 года. Поможем налоговикам сделать понятный и четкий документ.

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ