Противоречивый НДС при реализации импортного товара

preview

Доначисленный таможней НДС – вычитаемый или невычитаемый расход для предприятия? Buxgalter.uz обратился за разъяснением в Городское налоговое управление г. Ташкента и в Государственный налоговый комитет. И – получил две диаметрально противоположных трактовки одних и тех же норм кодекса. Как такое возможно? Давайте разбираться вместе…


Суть вопроса

При импорте товаров таможенный орган рассчитывает таможенную стоимость товара, как правило, превышающую его стоимость по инвойсу. От этой таможенной стоимости начисляются таможенные платежи: пошлина, НДС и другие.

В учете предприятия–импортера товары учитываются исходя из стоимости поставки. Стоимость реализации товара зависит от конъюнктуры рынка. Т.е. выручка от реализации может быть и ниже таможенной стоимости. В этом случае НДС, полученный от покупателя, будет ниже НДС, уплаченного на таможне.

Возникает положительная разница между суммой НДС, фактически уплаченной в бюджет при импорте товаров, и суммой НДС, исчисленной исходя из примененной сторонами сделки цены реализации этих товаров. Относится ли эта разница на экономически оправданные затраты? Можно ли вычесть ее из совокупного дохода при определении налоговой базы по налогу на прибыль?


1. Позиция ГНК:

В соответствии с ч. ч. 1–4 ст. 305 HK при определении налоговой базы юрлиц – налоговых резидентов  из совокупного дохода вычитаются все расходы, связанные с получением дохода, кроме невычитаемых расходов согласно разделу XII HK.

В целях исчисления налога на прибыль расходами, связанными с получением дохода, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. ст. 333-336 HK, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком как в Узбекистане, так и за его пределами в течение отчетного (налогового) периода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оцененные в денежной форме.

Экономически оправданными признаются любые затраты, соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

  • произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
  • необходимы либо служат для сохранения или развития предпринимательской деятельности и связь расходов с такой деятельностью четко обоснована;
  • вытекают из положений законодательства.

Согласно ч. 5 ст. 248 HK при реализации импортированных товаров налоговая база не может быть ниже стоимости, от которой исчислен НДС, фактически уплаченный в бюджет при импорте.

Ст. 317 HK определен закрытый перечень расходов, не подлежащих вычету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Исходя из вышеизложенного, возникающая при реализации импортированных товаров положительная разница между суммой НДС, фактически уплаченной в бюджет при импорте товаров, и суммой НДС, исчисленной исходя из примененной сторонами сделки цены реализации этих товаров, относится на затраты, как вытекающие из положений законодательства. Эти затраты признаются экономически оправданными и, соответственно, являясь обоснованными расходами налогоплательщика, подлежат вычету из совокупного дохода при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Вместе с этим следует отметить, что указанный вид расходов отсутствует в перечне невычитаемых расходов, приведенном в ст. 317 HK.

Полный текст ответа – тут.


2.
 Позиция ГНУ г. Ташкента:

Согласно ч. ч. 145 ст. 248 НК, если иное не предусмотрено данной статьей, налоговая база НДС определяется как стоимость реализуемых товаров (услуг) исходя из примененной сторонами сделки цены (тарифа), определяемой с учетом требований ст. 176 НК, с учетом акцизного налога (для подакцизных товаров, услуг) и без включения в нее налога.

Налоговые органы вправе скорректировать налоговую базу, если цена сделки ниже либо выше рыночной стоимости товаров (услуг). Налогоплательщик вправе оспорить такое решение, доказав, что цена сделки соответствует рыночным ценам и не направлена на уклонение от налогообложения.

При реализации импортированных товаров налоговая база не может быть ниже стоимости, от которой исчислен налог, фактически уплаченный в бюджет при ввозе (импорте) этих товаров.

Согласно ст. 301 ТамК таможенная стоимость ввозимого товара определяется одним из методов определения таможенной стоимости и используется в целях начисления таможенных платежей.

На основании п. 3 ст. 266 HK, если иное не предусмотрено ст. 267 НК, при определении НДС, подлежащего уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленного в соответствии со ст. 265 НК, путем зачета суммы налога, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), при одновременном выполнении следующих условий:

...3) в случае ввоза (импорта) товаров налог уплачен в бюджет.

В соответствии с ч. ч. 1 и 14 ст. 305 HK при определении налоговой базы юрлиц – налоговых резидентов из совокупного дохода вычитаются все расходы, связанные с получением дохода, кроме невычитаемых согласно разделу XII НК.

Расходы, указанные в ст. ст. 306316 и главе 45 НК, относятся на вычеты при соблюдении условий, предусмотренных ч. 2 ст. 305 НК.

Согласно ст. 314 НК, если иное не установлено данной статьей, в стоимости приобретенных товаров (услуг) учитываются следующие затраты по налогу на добавленную стоимость:

1) сумма НДС, не подлежащая отнесению в зачет в порядке, предусмотренном ст. 267 НК;

2) сумма НДС, в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 268 НК;

3) сумма корректировки налога согласно ст. 270 НК.

Плательщик НДС вправе отнести на расходы сумму налога, не подлежащую отнесению в зачет, при:

1) применении пропорционального метода в соответствии с ч. 5 ст. 268 НК;

2) корректировке налога в соответствии со ст. ст. 269 и 270 НК, если сумма корректировки не может быть включена в стоимость приобретенных товаров (услуг);

3) корректировке налога в порядке, предусмотренном ст. 271 НК.

Исходя из вышеизложенного:

  • при реализации импортированных товаров налоговая база по НДС не может быть ниже стоимости, от которой исчислен налог, фактически уплаченный в бюджет при импорте. НДС, уплаченный в бюджет при импорте, подлежит зачету при определении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • нормой ст. 314 HK (расходы по НДС, относимые к вычитаемым расходам) не предусмотрен НДС, образованный от положительной разницы между стоимостью, определяемой таможенными органами для исчисления и уплаты НДС при импорте товаров, и ценой реализации импортированных товаров. Поэтому такие затраты по НДС являются для предприятия расходами, не подлежащими вычету при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Полный текст ответа – тут.


Что делать?

Возникает естественный вопрос: что же делать в такой ситуации налогоплательщику? На чье разъяснение ориентироваться?

Специально для buxgalter.uz ситуацию прокомментировала налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА:

– «Полагаю, разъяснение ГНК соответствует принципам Налогового кодекса.

Одновременно нужно отметить, что в ответе ГНУ правильно обращено внимание на то, что, помимо общих принципов отнесения расходов к вычитаемым при расчете налога на прибыль, изложенных в ст. 305 НК, имеется специальная статья НК, в которой перечислены случаи отнесения НДС на вычитаемые расходы: ст. 314 «Расходы по налогу на добавленную стоимость». И в ст. 314 НК не предусмотрен НДС, образованный от положительной разницы между НДС, исчисленным от таможенной стоимости, и НДС от выручки при реализации импортированных товаров.

Считаю, как и указано в ответе ГНК, что расход:

  • произведенный в целях осуществления деятельности;
  • связанный с получением дохода;
  • документально подтвержденный (ГТД, инвойс и т.д.);
  • вытекающий из положений законодательства ;
  • отсутствующий в перечне расходов, не подлежащих вычету при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведенным в ст. 317HK;
  • но отсутствующий в специальной ст. 314 НК –

должен быть отнесен к вычитаемым расходам, как соответствующий основным принципам распределения расходов». 

Рассмотрим эту ситуацию на условном примере.

Пример
Разница между НДС, уплаченным на таможне и выставленным при реализации


В июне 2020 года предприятие – плательщик НДС импортирует товар и реализует его на внутреннем рынке.

Контрактная стоимость товара составила 189 718, 2 тыс. сум. Таможенная стоимость – 230 000 тыс. сум., таможенная пошлина – 11 500 тыс. сум., база для расчета НДС при импорте – 241 500 тыс. сум. (230 000 + 11 500).

НДС, рассчитанный при таможенном оформлении товара, составил 36 225 тыс. сум. (241 500 х 15%). Уплачен полностью.

Товар реализован за 230 000 тыс. сум. с учетом 15% НДС. Покупателю в счете-фактуре выставлен НДС в размере 30 000 тыс. сум. (230 000 : 115 х 15).

Расчет НДС заполняется так:

1) Начисление НДС

  • показатели счета-фактуры вносятся в Реестр счетов-фактур (документов, заменяющих счета-фактуры) по реализованным товарам (работам, услугам) (прил. №5 к Расчету НДС): поставка 200 000 тыс. сум., НДС 30 000 тыс. сум.;
  • автоматически эти суммы отразятся в строке 0102 приложения №1 к Расчету НДС;
  • положительная разница между стоимостью, принятой для исчисления НДС при импорте товара, и ценой его реализации без НДС 41 500 тыс. сум. (241 500 – 200 000) отражается в графе 3 строки 0104 приложения №1 к Расчету НДС. На эту сумму начисляется НДС 6 225 тыс. сум.;

2) Зачет НДС

  • показатели ГТД вносятся в Реестр счетов-фактур (документов, заменяющих счета-фактуры) по приобретенным товарам (работам, услугам) (прил. №4 к Расчету НДС): поставка 241 500 тыс. сум., НДС 36 225 тыс. сум.;
  • автоматически эти суммы отразятся в строке 010 приложения №3 к Расчету НДС.

Разница – 6 225 тыс. сум. (36 225 – 30 000) относится на расходы периода – на бухсчет 9430 «Прочие операционные расходы».

В бюджет по данной операции НДС не уплачивается (36 225 – 36 225 = 0).

При расчете налога на прибыль сумма «доначисленного» НДС – 6 225 тыс. сум. относится к вычитаемым расходам и отражается в строке 0116 приложения №2 к Расчету.

От редакции:

У налоговых органов сложились два противоположных мнения по одному и тому же вопросу. И обе инстанции обосновали это свое мнение, ссылаясь на Налоговый кодекс. По нашему мнению, данная парадоксальная ситуация свидетельствует о необходимости  скорректировать нормы НК так, чтобы они не предполагали различных трактовок. Например, возможно, следует внести изменения в ст. 314 НК.