Как постоянному учреждению не попасть в группу высокого налогового риска по формальным признакам

preview

Положение о порядке специального регистрационного учета плательщиков НДС в налоговых органах разрабатывалось, прежде всего, для юридических лиц Узбекистана. Учитывает ли оно специфику постоянных учреждений иностранных юридических лиц, рассказала налоговый консультант, директор ОНК «Tax Consensus» Иродахон АББОСХОНОВА:

 

– «Если налогоплательщик попадет в группу с высоким налоговым риском, налоговый орган откажет в постановке на спецучет . А для этого достаточно подпадать хотя бы под один из установленных критериев . В частности, если будет установлено отсутствие:

  • налогоплательщика по адресу государственной регистрации,
  • сведений об учредителе (участнике) в базе данных налогового органа,
  • собственного (арендуемого или безвозмездно используемого) недвижимого имущества у налогоплательщика и т.п.

Как было разъяснено, ГНК планирует такую постановку на учет осуществлять с помощью автоматизированной системы.

Критерии налогового риска должны применяться ко всем плательщикам НДС. Однако применить их к постоянным учреждениям будет сложно из-за нестыковок с нормами Налогового кодекса.

Согласно ст. 130 НК юридическое лицо – нерезидент Узбекистана, действующее в республике через постоянное учреждение, обязано встать на учет и представить вместе с заявлением:

1) документ, подтверждающий государственную регистрацию в стране, в которой учреждено это юридическое лицо;

2) специальные разрешительные документы или лицензии (при наличии);

3) доверенность или иной документ (при наличии), удостоверяющий право на совершение от имени юридического лица – нерезидента действий в Республике Узбекистан;

4) договор (при наличии), исполнение которого приводит к образованию постоянного учреждения.

Согласно НК постоянные учреждения – это отдельный институт налогоплательщика, который регистрируется только в налоговых органах и не проходит госрегистрацию в Центре госуслуг в Узбекистане .

Из данной нормы НК также следует, что постоянные учреждения по сути:

  • не имеют адреса государственной регистрации в Узбекистане;
  • не предоставляют сведения об учредителе (участнике), и по этой причине такие данные отсутствуют в базе данных налогового органа.

Уже этих критериев достаточно, чтобы отнести ПУ к группе высокого риска и отказать в постановке ПУ на спецучет в качестве плательщика НДС.

У налоговых органов есть право – выехать на место фактического нахождения налогоплательщика по адресу государственной регистрации и изучить личность учредителей (участников) . В случае с ПУ – место регистрации и учредители находятся в другой стране.

Наиболее критичным является критерий отсутствия собственного (арендуемого или безвозмездно используемого) недвижимого имущества у нерезидента. Исходя из собственной практики отмечу, что зачастую у нерезидентов образуется ПУ в Узбекистане в двух случаях:

1) стройплощадка;

2) оказание услуг.

К примеру, между иностранным лицом и узбекской компанией заключен договор на поставку иностранным лицом в Узбекистан оборудования с условием монтажа и пусконаладки. Место выполнения монтажных работ – монтажная площадка на территории узбекской компании.

В результате монтажных работ деятельность иностранного лица привела к образованию ПУ, а иностранное лицо становится на учет в налоговых органах в порядке, определенном ст. 130 НК.

Между иностранным лицом и узбекской компанией не заключается договор аренды или безвозмездного пользования монтажной площадкой. И в этом случае отсутствие такого договора служит формальным основанием для отказа в постановке ПУ на спецучет в качестве плательщика НДС.

Если бы речь шла об узбекских компаниях, одна из которых выполняла бы монтажные работы для другой, между ними был бы заключен только один договор – на поставку оборудования и его монтаж. Заключать договор аренды или безвозмездного пользования монтажной площадкой в этом случае не требуется. Исходя из здравого смысла и принципа справедливости, также нельзя от ПУ требовать заключения подобного договора с заказчиком.

Безусловно, когда речь идет об образовании ПУ для осуществления предпринимательской деятельности в Узбекистане через место управления, филиал, отделение, бюро, контору, офис, кабинет, агентство и т.п., приведенные критерии уместны.  Но следует также иметь в виду и ПУ, образованные на стройплощадках или оказывающие услуги. В международной практике деятельность, связанная с оказанием услуг, предполагает определенное присутствие, но не требует постоянного места ведения деятельности.

Поскольку Положение о порядке специального регистрационного учета  уполномочивает ГНК вносить изменения и дополнения в признаки (обстоятельства) налогового риска, полагаю, до вступления в силу данного НПА было бы целесообразно пересмотреть упомянутый критерий для таких иностранных компаний. Либо – ввести отдельные критерии для ПУ, учитывающие их налоговый статус».