Отмена льгот на экспорт с нового года и другие изменения ради вступления в ВТО

preview

Указом Президента № УП-85 от 3.06.2024 г. поручено разработать нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми будут отменены льготы на экспорт, другие таможенные и налоговые льготы, а также преференции для отдельных субъектов предпринимательства. Принимаемые решения по просьбе buxgalter.uz прокомментировала директор аудиторской компании «TRI-S-AUDIT» Светлана ГОЛОСОВА:

 

Не пропускайте наши материалы – подпишитесь на телеграм-канал.

 

– Все эти будущие НПА будут служить цели вступления в ВТО. Национальное законодательство приводится в соответствие с Соглашением о субсидиях и мерах компенсации (ASCM), а эти новые нормативные акты нацелены на создание равных условий для всех игроков рынка.

 

Уйдут в прошлое субсидии и преференции для экспортеров

С 1 января 2025 года будут отменены субсидии и преференции, предоставляемые в целях поддержки экспорта, в том числе льготы на частичное возмещение налога на прибыль по доходам, полученным от реализации товаров и услуг на экспорт, налога с оборота, транспортных расходов.

Сегодня, когда эти льготы еще работают, получается, что в стране поддерживают экспорт, а не насыщение внутреннего рынка. Я солидарна с мнением, что для предпринимательства внутренний и внешние рынки должны быть одинаково привлекательны, во всяком случае – в вопросе налогообложения. За рубеж целесообразно продавать излишки, не востребованные на внутреннем рынке, без каких-либо льгот и преференций. Во всяком случае налоги не должны делать зарубежный рынок более привлекательным.

 

Ставки акцизного налога на подакцизные товары будут унифицированы

Ставки акцизного налога на импортируемые и производимые в республике товары, по которым уплачивается акцизный налог, будут поэтапно унифицированы в следующие сроки: 

  • до 1 января 2026 года – на табачную продукцию;
  • до 1 января 2027 года – на алкогольную продукцию и сахар.

Акцизный налог – это инструмент регулирования рынка. Новые меры станут логическим продолжением уже начатого курса. В частности, это уже предусмотрено и в Законе о поправках в законодательство в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2024 год. Изменения акцизного налога связаны с сокращением разницы между ставками на импорт и производство в рамках требований ВТО.

В соответствии с требованиями ВТО каждая страна должна вводить национальный режим налогообложения, в котором ставки акцизного налога применяются одинаково к отечественным и импортированным товарам.

 

 

Отменят скидки, предоставляемые на железнодорожные грузоперевозки

С 1 октября 2024 года до 1 апреля 2025 года будет поэтапно отменена практика предоставления скидок при грузоперевозках на ж/д транспорте на территории Узбекистана.

До 2030 года также поэтапно унифицируют тарифы на услуги экспортно-импортных ж/д перевозок.

Эта инициатива также направлена на создание равных условий для предпринимателей, работающих как на внутренний, так и на внешние рынки.

 

Некоторые госпредприятия лишатся эксклюзивных прав

С 1 января 2025 года отменяются специальные (эксклюзивные) права:

  • Узметкомбината – на заготовку (закупку) лома и отходов черного металла на территории республики;
  • Узвторцветмета – на заготовку и экспорт лома и отходов цветных металлов на территорию республики;
  • Узтрейда – отгружать продовольственную муку и пшеницу, а также продукцию субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, дехканских и фермерских хозяйств на экспорт без предоставления банковской гарантии или полиса страхования экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков в адрес торговых домов на условиях консигнации;
  • единого агента ООО «Узкимёимпекс» – в осуществлении экспорта химической продукции организаций АО «Узкимёсаноат», а также импорта оборудования, запасных частей, комплектующих изделий, сырья и материалов для их производственных нужд.

С 1 июля 2026 года отменяются:

  • право АО «UzGasTrade» в качестве единого экспортера и единого оператора на закупку в централизованном порядке посредством импорта из внешних источников природного газа;
  • право АО «Узэнергосотиш» на централизованный экспорт и импорт электроэнергии.

С 1 января 2026 года будут отменены ограничения на экспорт меди катодной и медной катанки, приобретенных на биржевых торгах.

С 1 января 2025 года внедряется порядок лицензирования деятельности по заготовке (закупке), переработке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов, а также оптовой и розничной торговле природным газом и электроэнергией.

Операторам телекоммуникаций, имеющим мобильные или проводные сети телекоммуникаций, действующим на территории Узбекистана, в качестве эксперимента будет предоставлено право на прямое подключение к международным сетям Интернет для собственных коммерческих нужд – с полным соблюдением требований информационной и кибербезопасности.

С этими нормами связан уход от монополий, появление новых игроков на рынке. Ожидается, что внутренний рынок станет более интересным и привлекательным для зарубежных компаний. В конечном счете это должно способствовать развитию конкуренции, внедрению инновационных технологий и повышению качества товаров и услуг.

 

Будут отменены льготы и преференции для отечественных производителей при закупках корпоративными заказчиками

С 1 июля 2026 года отменяются льготы и преференции для отечественных производителей при закупках корпоративными заказчиками. В том числе – преференции в отношении произведенных отечественных товаров в размере, не превышающем 15% DDP (Узбекистан) цены импортных товаров, а также ценовые преференции в размере до 20% в отношении произведенной отечественной электротехнической и электробытовой продукции.

С 1 января 2025 года в целях обеспечения здоровой конкурентной среды при осуществлении госзакупок:

  • платежи по договорам, заключаемым бюджетными заказчиками, в том числе – за счет внебюджетных средств, можно будет провести только после регистрации (учета) в подразделениях казначейской службы;
  • руководители органов госуправления и хозяйственных объединений будут персонально отвечать за строгое соблюдение законодательства, открытость и прозрачность госзакупок;
  • расходов и выполнение работ за счет консолидированных бюджетных средств и иных централизованных источников, а также госбанков и предприятий с участием государства будут запрещены, если к этому моменту не будет полностью готова проектная документация.

Внешне кажется, что с принятием Закона «О государственных закупках» все проблемы в этой сфере были решены. Но это не так.

Кроме проблем, обозначенных в Указе Президента, в рамках разрабатываемых нормативно-правовых актов хорошо бы было решить и другие назревшие проблемы.

К примеру, из статьи 64 Закона «О государственных закупках» следует, что, если стоимость товара или услуг превышает 25 тыс. БРВ (более 8 млрд сум.), обязательно нужно идти по правилам госзакупок. Это неправильно и не всегда работает на качество. Согласна, что это приемлемый вариант, если речь идет о товарах. Но в случае с услугами это не работает. Закон говорит: у кого дешевле, у того и бери. Совсем не применимо к услугам. Если посмотреть на зарубежный опыт, в частности Казахстана и России, – там услуги независимо от их стоимости приобретаются через тендер и собеседование. Если стороны решили, что подходят друг другу, они заключают между собой договор. Услуги – это не товар, и в отношении них очень много нюансов, которые нужно учесть при заключении договора.

Следим за изменениями в законодательстве. Надеемся, что они позволят сделать рынок Узбекистана более совершенным для внедрения инновационных решений, с точки зрения условий для работы предпринимателей, соотношения цены и качества.

 

 

 

Новости законодательства. Изменения в нормативных актах законодательства. Новости законодательства Новости законодательства /uz/publish/doc/text200514_otmena_lgot_na_eksport_s_novogo_goda_i_drugie_izmeneniya_radi_vstupleniya_v_vto