Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
Какие проблемы выявил поспешный переход на новое налоговое администрирование ЭСФ
С изменениями в налоговом администрировании, благодаря которым система автоматически учитывает как выручку все поступления через онлайн-ККМ, бухгалтерам добавилось работы. В их числе – необходимость формировать ЭСФ по каждой заявке тем предприятиям, что осуществляют ежедневные поставки. А также – вручную вносить счета-фактуры по контрагентам, оплачивающим товары (услуги) по КПК.
По просьбе buxgalter.uz ситуацию прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
Ситуация №1: непрерывные поставки
– «Для примера рассмотрим деятельность хлебозаводов и пекарен, ежедневно поставляющих свою продукцию в розничные точки и объекты общепита.
Согласно п. 6 прил. №2 к ПКМ №489 при реализации электрической и (или) тепловой энергии, воды, газа, коммунальных услуг, услуг связи, железнодорожных перевозок, транспортно-экспедиторских услуг, услуг по транспортировке грузов по системе трубопроводов, а также в других случаях реализации товаров (услуг) на постоянной (непрерывной) основе счет-фактура выставляется один раз на весь объем поставленных в данном месяце товаров (оказанных услуг) на последнее число календарного месяца.
Можно ли в рассматриваемом примере считать поставку хлеба непрерывной услугой и отнести этот вид деятельности к предусмотренным прил. №2 «другим случаям»? Нет, это ни в коем случае не непрерывная услуга! Обработка поступающих заявок, отгрузка, доставка – все эти этапы не позволяют считать поставку продукции хлебозаводов непрерывной. Исходя из этого теперь такие предприятия по каждой отдельной заявке должны формировать ЭФС с QR-кодом.
Получается, что на практике налоговое администрирование создает дополнительные проблемы поставщикам. Ведь в случае попадания под внезапные выездные рейды-мониторинги, которые, как ожидается, будут проводиться налоговыми органами совместно с представителями органов внутренних дел, – при отсутствии ЭСФ у поставщика будут проблемы.
Ситуация №2: КПК
Приведем второй пример, из которого видно, что последние изменения в системе ЭСФ были не до конца продуманы. Речь идет о выставлении ЭСФ по корпоративным картам.
Оплата по КПК должна браться к зачету с формированием ЭСФ. Но в настоящий момент система работает некорректно. Система не распознает контрагента, который совершил оплату по КПК, и сумма садится в реестр неопознанной.
Это также добавляет лишней работы бухгалтеру: он должен неопознанную сумму вручную удалить и вновь выставить по ней счет-фактуру.
Вывод:
Я считаю, что такое кардинальное изменение в системе ЭСФ нужно было вводить не задним числом – с апреля для мартовской отчетности. Я бы посоветовала вводить это с апреля, причем, в тестовом режиме. Это дало бы возможность посмотреть, как все будет работать на практике, какие возникают вопросы и как их можно решить.
Сейчас же получилось, что изменения в самоадминистрировании налогового органа вновь мешают работе налогоплательщиков, создавая в том числе и дополнительные трудности при перемещении товаров. При этом нарушается основной принцип свободы перемещения товара.
Сложилась ситуация, когда на законодательном уровне вопрос урегулирован правильно, а практические нюансы самоадминистрирования тормозят работу предпринимателей, вместо того, чтобы ее облегчить».
Внимание! Читайте продолжение материала о других проблемах – тут.
Подготовила Саида ДЖАНИЗАКОВА