Как решить проблему кешбэка, препятствующего законным правам предпринимателя

preview

«У нас – магазин бытовой техники. Иногда по требованию покупателя в течение гарантийного срока оформляем возврат товара, с момента продажи которого прошло больше месяца. Однако, если по чеку был выплачен кешбэк, скорректировать отчет нет технической возможности. Получается, что кешбэк препятствует соблюдению законных прав и интересов предпринимателя».

Способ решения проблемы предложила налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

 

– Поднимаемая проблема не нова, о ней говорили практически с начала 2022 года, когда все это внедрялось. Однако, если в прошлом году предприниматели еще думали, что  кешбэк – это краткосрочный проект, с завершением которого уйдут и сложности, то сейчас таких иллюзий уже ни у кого нет. А масштабы проблемы со временем только возрастают – с ростом количества возвращенных товаров.

С одной стороны, Закон «О защите прав потребителей» говорит, что возврат товара возможен в течение гарантийного срока , и Налоговый кодекс предусматривает возможность корректировки налоговой базы в таких ситуациях  . С другой, – это право невозможно реализовать в результате программы выплаты кешбэка, которая регламентируется НПА с более низким статусом, чем НК. Это – неправильно.

Кроме того, возникающие в результате нестыковки в налоговой отчетности не остаются незамеченными в ходе налоговых проверок. Я знаю примеры, когда сначала такую ситуацию предприниматель разъяснял в рамках камеральной проверки, а затем – в рамках выездной налоговой проверки или налогового аудита. Т.е. в органах налоговой службы уже многие специалисты на практике сталкивались с последствиями этой недоурегулированности. И ведь предприниматели во всех случаях твердят одно и то же: мы рады скорректировать налоговые отчеты, чтобы не было нестыковок, но у нас нет инструмента, который бы позволял это сделать. Неужели в Налоговом комитете не анализируют результаты выездных налоговых проверок на предмет выявления ситуаций, требующих совершенствования налогового законодательства и систем налогового администрирования?

Конечно, можно понять Налоговый комитет, – ограничительные меры введены для защиты бюджета от необоснованных расходов. Но эти подходы должны быть более адекватными ко всем участникам процесса.

Сейчас получается в плюсе остается покупатель: у него и возвращенная сумма, и  кешбэк. А предпринимателю совсем невыгодно оказаться в данной ситуации: у него нестыковки в налоговой отчетности, которые невозможно устранить.

Логично, что возврат товара, изменение его стоимости в рамках закона – невозможны без участия самого потребителя. Т.е. покупатель знает стоимость товара, что он вернул товар, что по тем или иным причинам покупная стоимость была пересмотрена. И правила начисления кешбэка понятны: 1% от суммы покупки. Следовательно, если уплаченная стоимость меняется при реализации законных прав покупателя, ему нужно быть готовым и к перерасчету кешбэка при реализации законных прав продавца.

Считаю, что у налоговых органов есть все необходимые инструменты для таких взаиморасчетов по выплаченному кешбэку. Реквизиты чека указываются при регистрации в мобильном приложении Soliq. И, оформляя возврат товара, предприниматель также указывает реквизиты чека, по которому он меняет данные в системе налоговых органов. Следовательно, налоговым органам нужно внедрить программу, которая бы на основании этих данных производила взаиморасчет по кешбэку.

Положение о порядке возврата физическим лицам части стоимости приобретенных товаров (услуг) нужно дополнить правилами, регламентирующими порядок взаиморасчетов покупателя с бюджетом, если налоговая база по чеку, по которому выплачен кешбэк, уменьшилась или увеличилась. Вариантов – масса. Например, разница может покрываться при дальнейшем начислении кешбэка, соответствующая сумма может быть удержана и перечислена предпринимателем в бюджет при оформлении соответствующих взаиморасчетов с покупателем и т.д. Более того – покупателям могут быть даже на выбор предложены варианты возвращения полученного кешбэка в бюджет.

И – самое главное – продавец в этих ситуациях наконец-таки должен получить доступ к инструментам корректировки налоговых отчетов, как это предусмотрено ст. 83 НК и ст. 257 НК.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ