Какие программы розничной торговли и общепита должны быть интегрированы с системами налоговых органов

preview

Налоговые органы штрафуют предприятия розничной торговли и общепита за несоблюдение требования об интеграции автоматизированных измерительных средств учета с системами налоговых органов, установленного Положением о порядке применения системы онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением.

Buxgalter.uz обратился к специалистам с просьбой прокомментировать ситуацию.

 

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы быть в курсе актуальных проблем профессионального сообщества. 

 

Налоговые органы разослали предпринимателям письмо, в котором предупреждают о необходимости соблюдать норму Положения о порядке применения системы онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением. Она устанавливает, что автоматизированные измерительные средства учета (информационные системы, программные продукты), используемые субъектами предпринимательства, оказывающими услуги розничной торговли и общественного питания, подлежат обязательной интеграции с информационными системами налоговых органов и внесению в Государственный реестр .

За несоблюдение этой нормы Положения налоговики штрафуют по статье 227-1 НК. Она предусматривает штраф в размере чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором имела место реализация.

Как утверждают налоговики, эти меры нацелены на сокращение теневого оборота, дальнейшую автоматизацию налогового учета и приведение кассовых чеков в соответствие с требованиями законодательства. Однако предприниматели отмечают, что на практике возникает много вопросов, на которые пока нет ответов, прописанных в законодательстве. Есть только мнения, как эти нормы должны быть реализованы на практике. Это создает конфликтные ситуации. Многие предприниматели находятся перед выбором: следовать чьим-то личным указаниям, что обходится недешево и не способствует эффективной работе, либо закрывать бизнес. 

 

Сначала подробно пропишите в законодательстве – потом штрафуйте

«Нормы статьи 227-1 НК и пункт 4 Положения о порядке применения системы онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением нуждаются в подзаконных актах, которых пока нет, – говорит директор аудиторской компании «TRI-S-AUDIT» Светлана ГОЛОСОВА. – В них должна быть конкретика. Какие программы регулятор хочет видеть интегрированными с системами налоговых органов? С какими программными продуктами они должны быть интегрированы? В какой реестр должны быть включены эти программы? Кто будет отвечать за ведение этого реестра? Какие правила внесения программ в реестр? Однозначных, прописанных в нормативно-правовых актах ответов на эти вопросы пока нет.

Нужно установить сроки, в которые было бы реально внедрить новые требования законодательства. В переходный период нельзя применять санкции за нарушение норм. Да и сами санкции нужно пересмотреть, насколько они обоснованы. Штрафы не должны вести к банкротству».

 

Соглашается с коллегой и учредитель ООО «GAROV TARAQQIYOT NKM» Владимир ГИБЕЛЬ: «В ПКМ № 943 от 23.11.2019 г. не должно быть требований по интеграции с программами автоматизации административных процессов. Это постановление посвящено денежным расчетам с населением и обязательному применению при них онлайн контрольно-кассовой техники. Использование программ автоматизации административных процессов – дело добровольное. К тому же их пользователь может выбирать и использовать только нужный ему функционал. Неправильно и налагать штраф по статье 227-1 НК, потому что интеграция с налоговыми органами есть у всех предпринимателей, использующих контрольно-кассовую технику. И статья 221 НК для данных случаев тоже не подходит, так как она посвящена невыдаче кассовых чеков».

 

Ресторанный консультант, представитель облачной системы учета Poster Сергей ТЯН видит три способа осуществления интеграции с налоговыми органами:

«Первый способ – пользоваться только онлайн-ККМ или виртуальной кассой, которые уже и так интегрированы в информационные системы налоговых органов.

Второй способ – использовать программу автоматизации, которая интегрирована с онлайн-ККМ или виртуальной кассой (устройства работают сочетанно). Этот вариант решает проблему соответствия содержания чека реалиям.

Есть третий вариант – когда функционал и возможности программы автоматизации и виртуальной кассы объединены в одной программе в одном устройстве. Однако он в силу объективных причин непрактичный. В случае выхода из строя программы «парализуется» слишком большой участок работы».

Какой вариант имели в виду авторы этих норм? В нормативно-правовых актах ответа нет.

 

Применение штрафов – неправомерно

Эксперты сходятся во мнении, что применять штрафы, предусмотренные статьей 227-1 по факту неинтеграции программ автоматизации общепита и розничной торговли с системами налоговых органов, неправомерно. В отличие от онлайн-ККТ, использование которого обязательно, использовать программу автоматизации или нет – решает руководство учреждения. Нет ни одного нормативно-правового акта, который бы обязывал субъект предпринимательства использовать программы автоматизации внутренних процессов.

«Получается, если я хочу отказаться от дедовских методов работы с блокнотами, то вешаю на себя дополнительные обязательства? – резюмировала руководитель кафе быстрого питания Татьяна СЕМИНА. – А с тех, кто остается приверженцем классических методов работы с блокнотами, спрос меньше? Почему?»

«Решат ли штрафы по статье 227-1 за отсутствие интеграции проблему сокрытия выручки? Нет! – считает Сергей ТЯН. – По статистике международной компании Poster, 70 % заведений общественного питания в Узбекистане не использует программы автоматизации своих процессов. Только 30 % используют программы автоматизации (R-keeper, iiko, Jowi, Poster и другие)».

«Интеграция программ автоматизации с системами налоговых органов в любом виде ведение учета не облегчит, а только усложнит. Чтобы использовать эти данные в учете, их нужно тщательно обрабатывать, – соглашается Татьяна СЕМИНА. – Первоисточник этой информации содержит очень много ненужной информации. Ее нельзя назвать идеально точной и достоверной. Интегрировать эту программу с налоговыми органами, все равно что подслушать чей-то глубоко личный разговор. И главное, непонятно, зачем это налоговикам надо! У них уже есть хорошие инструменты контроля за наличной выручкой, а они хотят фактически мониторить все внутренние процессы бизнеса!»

 

Необоснованные требования могут напрочь отбить у предпринимателей желание внедрять современные информационные технологии в бизнес-процессы.

«Сталкиваемся с массой технических вопросов, – обращает внимание эксперт в области обслуживания контрольно-кассовой техники Рустам ЯКУБОВ. – Интеграция программ автоматизации процессов предприятия розничной торговли и общепита с онлайн-ККМ или виртуальной кассой, на мой взгляд, очень непонятная задача. Каждый из этих продуктов предназначен для работы на определенном участке деятельности субъекта предпринимательства. Интеграция с онлайн-ККМ и виртуальной кассой означает, что устройство должно соответствовать требованиям, предъявляемым к онлайн-ККМ и виртуальным кассам, а они гораздо выше и сложнее, чем к программам автоматизации. Усложняется и повышается стоимость обслуживания программы. Если вы вносите то или иное изменение в программу онлайн-ККМ или виртуальной кассы, то необходимо получить положительное заключение НИЦ «Yangi texnologiyalar» и Центра кибербезопасности. Получение такого заключения требует времени и материальных затрат. Да и с точки зрения программистов обслуживать и модернизировать такой программный комплекс гораздо сложнее.

Еще один момент. Мы, специалисты центров технического обслуживания, постоянно получаем от оператора фискальных данных предупреждения, что нужно следить за тем, чтобы данные контрольно-кассовой техники не проходили через сторонние сервера. Где гарантия, что такой сервер не будет применяться для нормальной работы программы в части автоматизации производственных процессов? И как это проконтролировать? Практически все программы автоматизации пользуются серверами».

 

 

Что делать

Эксперты выражают единое мнение, что дальнейшее сокращение теневого оборота, автоматизация налогового учета и приведения кассовых чеков в соответствие с требованиями законодательства не требует «изобретения велосипеда». У налоговиков наработан комплекс эффективных мер, которые нужно реализовывать и развивать.

Татьяна СЕМИНА считает: «Прекрасно себя зарекомендовала система кешбэков, выплачиваемых по чекам, зарегистрированным в мобильном приложении Soliq. Если вспомнить период до внедрения этой системы – практически никто не требовал кассового чека, клиенты и не вспоминали о них. Сейчас большинство посетителей требуют чеки и требуют настойчиво, напоминая, что у них есть возможность отправить в налоговые органы сообщение о невыдаче через смартфон.

Нужно продолжать курс на создание условий, в которых у предпринимателей не будет нужды в серых схемах».

«Есть и другие проверенные временем способы контроля, – дополняет Сергей ТЯН. – Это выездные налоговые проверки. Заведение, не выдающее чеки, попадает под статью 221 НК. Реализация товаров и оказание услуг без выдачи чека влечет наложение штрафа в размере 5 миллионов сумов. Статью можно дополнить нормой, устанавливающей ответственность за отражение в чеке недостоверной информации о реализованных товарах и услуг».

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ