Почему программы автоматизации в общепите и торговле стали объектом споров

preview

Налоговые органы разослали предприятиям розничной торговли и общепита письмо, в котором указывают на необходимость соблюдения нормы по интеграции автоматизированных измерительных средств учета предприятия с системами налоговых органов согласно Положению о порядке применения системы онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением. Нарушителям грозят штрафом по статье 227-1 НК.

Налогоплательщики обращают внимание, что в контексте нормативно-правовых актов эта норма не выглядит столь однозначно, как ее трактуют и применяют налоговые органы. Это создает предпосылки для споров.

По просьбе buxgalter.uz ситуацию прокомментировал специалист в области разработки и обслуживания контрольно-кассовой техники, учредитель ООО «GAROV TARAQQIYOT NKM» Владимир ГИБЕЛЬ:

 

Чтобы не пропускать разъяснения специалистов, подпишитесь на наш телеграм-канал.

 

Программы автоматизации учета не используются для денежных расчетов с населением

– В общепите для автоматизации учета в основном используют программы R-Keeper, Jowi, iiko и другие. В гостиничном хозяйстве – «Феликс» и другие. Есть аналоги и для розничной торговли. Эти программы лишь синхронизируют необходимую информацию между участками предприятия для его слаженной работы. Официант принял заказ, повар увидел, какое блюдо нужно готовить – повар приготовил блюдо – официант увидел, забрал блюдо и отнес его посетителю и т. д. То есть программа обеспечивает такую локальную связь между работниками предприятия для повышения эффективности и ускорения обслуживания клиентов. К тому же в этих программах содержится много информации, которая для налогового учета, не нужна.

Положение о порядке применения системы онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением  регламентирует применение предпринимателями устройств и программ, необходимых для осуществления денежных расчетов с населением. Как это Положение и в целом Постановление Кабмина, которым оно утверждено, касается управления с помощью специальных программ внутренними процессами на предприятии розничной торговли или общепита?

По факту оплаты клиентом покупки выдается чек онлайн-ККМ или виртуальной кассы, которые уже интегрированы с информационными системами налоговых органов и внесены в государственный реестр!

 

Что? С чем? И как интегрировать?

Статья 227-1 НК устанавливает санкцию за нарушение установленных законодательством требований по обеспечению интеграции с информационными системами налоговых органов. При этом отсутствуют установленные законодательством требования по интеграции с информационными системами налоговых органов вышеуказанных программ автоматизации администрирования. Получается этот сложный и многогранный аспект отдан на откуп должностных лиц, каждый из которых может трактовать его в меру своего понимания?

Предприятия общепита и торговли должны иметь онлайн-ККМ или виртуальные кассы, которые интегрированы с информационными системами налоговых органов и внесены в госреестр, а также зарегистрированы должным образом в налоговых органах за этим предприятием. Это требование законодательства, и все предприниматели ему подчиняются.

Исходя из этого большинство предпринимателей не видят в отсутствии интеграции своих программ администрирования с системами налоговых органов нарушения, подпадающего под штрафы по статье 227-1 НК. Кто прав? Согласно Налоговому кодексу все спорные моменты и неоднозначности трактуются в пользу предпринимателя. Значит, штрафовать по этому основанию не должны. 

В статье 227-1 НК говорится: «Нарушение установленных законодательством требований или порядка по отображению фискальных отметок либо оснащению автоматизированными измерительными средствами учета или обеспечению интеграции с информационными системами налоговых органов, а также нарушение производителями, импортерами и продавцами правил обязательной цифровой маркировки товаров (продукции) средствами идентификации...»

Опять-таки предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, обязаны использовать контрольно-кассовую технику, внесенную в реестр, и программы автоматизации не относятся к ним.

Обратимся к терминологии, установленной ПКМ № 943 от 23.11.2019 г. В этом НПА даны четкие определения онлайн контрольно-кассовых машин (онлайн-ККМ), виртуальных касс, фискального модуля, фискальных данных, фискальной отметки.

Субъекты предпринимательства обязаны иметь включенные в госреестр онлайн-ККТ. Онлайн-ККТ должны:

  • иметь фискальный модуль, который формирует фискальную отметку, отражаемую в чеке онлайн-ККМ;
  • быть интегрированы с информационными системами налоговых органов.

Все субъекты предпринимательства, осуществляющие розницу, имеют онлайн-ККМ или виртуальную кассу, понятие о которых четко регламентированы законодательством. А о программах автоматизации в нормативно-правовых актах нет ни слова. Как понять, что имели в виду авторы нормы статьи 227-1 НК под фразой «автоматизированные измерительные средства учета (информационные системы, программные продукты)». Если обратиться к Закону «О метрологии», то ни одна программа автоматизации администрирования не относится к понятию измерительных средств учета и даже близко не соответствует требованиям, установленным к измерительным средствам.  

 

Что правильнее: штраф за отсутствие интеграции или невыдачу чека?

Подчеркну, статья 227-1 НК – самая жесткая из применяемых в отношении предприятий общепита и торговли и касается исключительно их оснащения необходимым. Если все необходимое оборудование онлайн-ККТ, фискальные отметки и цифровая маркировка на продукции в наличии и правильно установлены, то применение этой статьи неправомерно! Онлайн-ККМ и виртуальные кассы есть на всех предприятиях розницы и общепита. И если оно не используется, то это нарушение наказывается штрафом не по статье 227-1, а по статье 221 НК.

Обсуждаемые программы автоматизации не относятся к оборудованию и программам для ведения налогового учета и отчетности в соответствии с законодательством, иначе были бы обязательны для применения всеми. А если этого нет, получается несправедливо, что к тем, кто использует эти программы, применяются требования об интеграции программ, между тем есть предприятия, которые этими программами вообще не пользуются.

Поэтому требование об интеграции программ автоматизации администрирования с системами налоговых органов можно расценивать как вмешательство в предпринимательскую деятельность в нарушение Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».

 

Подготовил Олег ГАЕВОЙ