Процедуры налогового администрирования должны стать более простыми

preview

Чтобы взять в зачет НДС по статье 266-1 НК, нужно просить контрагента выставить исправленный счет-фактуру. Чтобы перейти на более низкую фиксированную ставку налога с оборота, нужно сначала отказаться от этого режима и затем подать заявление о переходе на этот же режим, но с более низкой ставкой. Почему то, что можно «уложить» в одну кнопку, так усложнено и нигде не прописано?

Ситуацию по просьбе buxgalter.uz разъяснила налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА. Также она высказала мнение, как можно упростить процедуры налогового администрирования.

 

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы сразу читать новые материалы по бухучету, налогам и отчетности.

 

– В соответствии со статьей 266-1 НК после возобновления действия НДС-свидетельства налогоплательщик вправе взять в зачет суммы НДС по счетам-фактурам, оформленным в период приостановки Свидетельства. Норма есть, а методика ее реализации в нормативно-правовых актах не прописана. О том, что в этом случае необходимо, чтобы контрагент выставил исправленный счет-фактуру, мы знаем из разъяснений налоговиков.

Налогоплательщики в этих ситуациях должны поступать так, как разъясняют налоговики. По-другому не получится. То есть, чтобы взять в зачет суммы НДС по статье 266-1 НК, налогоплательщику ничего не остается, кроме как еще раз обратиться к контрагенту и попросить войти в положение – выставить исправленный счет-фактуру.

В случае с получением зачета по статье 266-1 НК налоговики разъясняют, что надо применять выставление исправленного счета-фактуры. Оформление исправленного счета-фактуры подразумевает исправление ошибок, допущенных в счете-фактуре . А какая ошибка была допущена при применении нормы статьи 266-1 НК? Ведь, по сути, все данные, поступаемые в информационные системы налоговых органов, остаются прежними – теми же, что были в счете-фактуре, к которому выставляется исправленный.

Для осуществления нормы статьи 266-1 НК можно ввести специальную кнопку, которой покупатель сможет воспользоваться без продавца. Ведь на момент процедуры все данные в информационной системе налоговых органов уже заложены, нужно лишь, чтобы они произвели дополнительную операцию – взятие в зачет.

Покупатель просит выставить исправленный ЭСФ для зачета НДС – читайте, будут ли какие-либо последствия у продавца. 

 

Это не единственный пример процедуры, которую легко упростить для налогоплательщика. Недавно получили разъяснение налоговиков по поводу перехода на более низкую фиксированную ставку налога с оборота. Нужно сначала отказаться от фиксированного налога, а затем вновь подать заявление о переходе на более низкую ставку налога. Процедура тоже нигде не прописана. Почему в Налоговом кодексе есть достаточно хорошо прописанная норма о переходе на повышенную ставку налога с оборота в фиксированной сумме и нет нормы на случай, если налогоплательщик переходит на ставку ниже той, которую он платил до этого?

С переходом на более низкую ставку фиксированного налога ситуация аналогичная ситуации с зачетом НДС: все необходимые данные в информационных системах налоговых органов есть. И чтобы налогоплательщик известил, что будет платить фиксированный налог с оборота по более низкой ставке, также можно создать одну кнопку. Тогда не придется сначала отказываться от фиксированного налога, а потом подавать новое заявление снова.

Подобные вопросы должны прорабатываться до внедрения норм. А решения должны быть четко прописаны в нормативно-правовых актах. Тщательный анализ и проработка вопросов позволят создавать более оптимальные и простые решения для предпринимателей, задействуя потенциал информационных систем в полной мере.