Возможность отмены банком неоплаченного требования

ID вопроса: 27459
Организация выставила требование контрагенту в системе банк-клиент. Данное требование было переведено в К-2, однако в связи с недостаточностью средств на счету должника осталась непогашенная сумма. Однако на следующий день требование было отменено на основании письма должника в свой банк. Со стороны организации согласие на отказ от своего требования не давалось.
Имеет ли право банк отменять полностью неоплаченное требование на основании письма должника?
Ответы экспертов:
12.02.2024

Нурмухамедов Нурали Халикович

Должность: Юрисконсульт

Специализация: Хозяйственное, трудовое, гражданское, корпоративное право

Платежные требования подразделяются на следующие виды:

- платежное требование с акцептом, в соответствии с которым предусмотренные в платежном требовании платежи осуществляются после акцепта плательщиком средств (акцепт - согласие плательщика на осуществление платежа за его счет или признание задолженности);

- платежное требование без акцепта, в соответствии с которым предусмотренные в платежном требовании платежи осуществляются независимо от наличия или отсутствия согласия плательщика средств.

Срок акцепта платежных требований с акцептом составляет пять операционных дней со дня, следующего за днем вручения их плательщику средств. При этом на основании заявления плательщика средств платежные требования с акцептом могут быть акцептированы в течение десяти операционных дней со дня, следующего за днем их вручения. Плательщик средств в указанные сроки может полностью или частично отказаться от акцептирования платежного требования в письменной или электронной форме. Платежное требование с акцептом исполняется с разрешения плательщика.

Приложение к платежному требованию акта сверки, акта, оформленного по поставленным товарам (выполненным работам или оказанным услугам), не является основанием для безакцептного списания средств. При частичном отказе по платежному требованию с акцептом, платеж осуществляется в пределах акцептированной суммы.

При этом банк плательщика средств в течение трех операционных дней извещает банк получателя средств о частичном отказе от акцепта. При отсутствии средств на счете плательщика средств платежное требование учитывается в картотеке N 2 в пределах акцептированной суммы. Причины полного или частичного отказа от акцептирования платежного требования банками не рассматриваются.

Безакцептное списание средств производится в случае приложения к платежному требованию подлинника письменного ответа плательщика средств о признании суммы (п. 48-56  Положения рег. МЮ № 3229 от 13.04.2020 г.).

Исходя из этого, если ваше платежное требование было акцептным, банк имел право вернуть платежное требование без исполнения.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.