ID вопроса: 14985
В организации с 01.04.2017 г. по 31.07.2019 г. проработал главный бухгалтер. С 01.08.2019 г. оформлен новый гл.бухгалтер.
В случае налоговой проверки, кто будет нести ответственность за период работы предыдущего главного бухгалтера, он сам или нынешний гл.бухгалтер?
Ответы экспертов:
12.09.2019

Рахмонова Мохичехра Нодирбековна

Должность: Преподаватель Ташкентского юридического университета, старший юрисконсульт

Специализация: Право интеллектуальной собственности, Кибер право, Экспортно-импортные операции, хозяйственной право, гражданское право, корпоративное право.

За прошедший период будет нести ответственность предыдущий бухгалтер.

Главный бухгалтер, допустивший ошибку либо нарушивший закон путем невыполнения возложенных на него обязанностей может быть привлечен к следующим видам ответственности:

  • материальная - по трудовому законодательству за причинение прямого действительного вреда. Прямым действительным вредом в рассматриваемом случае является необходимость для работодателя произвести излишние выплаты за восстановление учета, в результате виновного действия бухгалтера (ст.198 ТК);
  • административная - в виде наложения штрафа, в случае нарушения норм ведения бухгалтерского учета (ст.1751 КоАО);
  • уголовная - в виде штрафа, привлечения к исправительным работам, ограничению либо лишению свободы при серьезных нарушениях, имеющих признаки преступления (ст.184 УК).

Перечисленные выше санкции напрямую связаны с конкретной личностью, которая совершила данные действия:

1) Штраф налагается только на лицо, которое виновно в совершении административного правонарушения (ст.25 КоАО). В данном случае взыскание административного штрафа не освобождает главного бухгалтера от обязанности восстановления бухгалтерского учета (ст.185 ТК);

2) Лицо подлежит ответственности лишь за те общественно опасные деяния, в совершении которых будет доказана его вина (ст.9 УК);

3) За своевременность, правильность и достоверность первичных документов, а также представляемую отчетность ответственность несут лица, составившие и подписавшие их (ст.14 Закона «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, за период работы бывшего бухгалтера новый сотрудник не несет ответственности. Ответственность бывшего бухгалтера за период своей работы доказывается посредством проверки финансовых документов, которые велись непосредственно со стороны предшественника, а также кадровой документации (приказ о принятии на работу и об увольнении с работы, подтверждающий период работы предшественника).

Несмотря на то, что новый главный бухгалтер не отвечает за ошибки и нарушения предшественника, ему придется исправить недочеты, выявленные во время приема-передачи дел, проведение которого является важным моментом при смене бухгалтера.

С особенностями и порядком оформления передачи дел при смене бухгалтера можете ознакомиться в публикации «Смена бухгалтера: как оформить передачу дел».

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.