ID вопроса: 569
Основным видом деятельности организации является туристская на канале въездного туризма. Уже в течение 15 лет мы формируем собственными силами туры по Узбекистану и реализуем их за пределами республики иностранным юридическим лицам (турфирмам) за СКВ. Неотъемлемой частью формируемых нами туров являются размещение иностранных граждан в гостиницах, организация их питания, экскурсий и т.д. А поскольку наша фирма не имеет собственных средств для размещения и организации питания, при формировании тура по Узбекистану мы зачастую включаем в его состав комплекс услуг по проживанию и питанию, которые приобретаем у сторонних организаций (гостиниц, ресторанов и др.), за что производим оплату сами. При координационной проверке правильности осуществления валютных и экспортно-импортных операций сотрудники ГНИ посчитали, что услуги по проживанию и питанию, приобретаемые и оплачиваемые нами у сторонних организаций, не являются услугами нашего собственного производства. Они настаивают на том, что формирование и реализация наших туров не являются собственным продуктом нашей компании, и рассматривают его как приобретение и реализация отдельных услуг других поставщиков.
Просим разъяснить, относятся ли разработка, формирование и продажа собственных туров, включающих комплекс туристских и других услуг к услугам собственного производства? Вправе ли предприятие не продавать 50% валютной выручки от данных услуг?
Ответы экспертов:
19.03.2014

Мокшин Артем

Должность: - юрист

Специализация: хозяйственное право

В соответствии с абзацем десятым статьи 3 Закона «О туризме» (далее – Закон)  туристские услуги – это услуги субъектов  турист­ской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей туриста. 

Исходя из данных нормативно-правовых положений турист­ские услуги являются составными, включают в себя комплекс услуг нескольких типов. При этом данная совокупность выделена Законом в отдельную категорию услуг, и на основании статьи 81 Гражданского кодекса турист­ские услуги относятся к самостоя­тельному объекту гражданских прав. Поэтому квалификацию оказываемых юридическим лицом услуг с отнесением их к категории «туристские» правомерно осуществлять только в комплексе, а не рассматривать по отдельности каждую включенную Законом в их состав услугу.

Таким образом, оказываемые субъектом туристской деятельности услуги, входящие в состав туристских, согласно определению, данному в Законе, квалифицируются как их собственные. И они в полной мере подпадают под определение «услуги собственного производства», содержащееся в абзаце пятом пунк­та 5 Правил определения товаров (работ, услуг) собственного производства в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту (далее – Правила N 2195).

Экспортом услуг признается оказание услуг юридическим или физическим лицом Республики Узбекистан юридическому или физическому лицу иностранного государства независимо от места их выполнения (оказания) (абзац третий пункта 1 Правил N 2195).

Согласно подпункту «е» пунк­та 3 Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте от обязательной продажи выручки в иностранной валюте освобождаются микрофирмы и малые предприятия в части валютной выручки, поступающей от экспорта услуг собственного производства.

Исходя из вышеизложенного юридическое лицо, являющееся по установленным критериям микрофирмой или малым предприятием, оказывающее на основании лицензии туристские услуги и являющееся субъектом туристской деятельности согласно определению, данному в Законе, освобождено по данному виду деятельности от обязательной продажи части валютной выручки.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.