Оформление простоя при перевозке груза
Саидова Дилором Бахтияровна
Должность: Эксперт "Нормы", налоговый консультант
1. Под «простоем» понимается задержка движения транспортного средства по независящим от перевозчика причинам. Оплата «простоя» транспортного средства — это штрафная санкция перевозчика в отношении заказчика перевозки за ненадлежащее исполнение обязательств с его стороны.
В вопросе не сказано где была осуществлена перевозка: в территории РУЗ или за ее пределами. Если перевозка была осущестлена в пределах Узбекистана, то надо руководствоваться ПРАВИЛАМИ перевозки грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан (прил. К ПКМ № 213 от 01.08.2014 г.).
За простой автотранспортного средства под погрузкой или разгрузкой сверх установленных договором перевозки норм времени, а также за простой автотранспортного средства в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине клиента, перевозчик вправе требовать неустойку, предусмотренную договором перевозки (п. 93 ПРАВИЛ перевозки грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан прил. К ПКМ № 213 от 01.08.2014 г.).
Основанием для предъявления претензий за простой автотранспортного средства служат отметки в товарно-транспортной накладной или путевом листе о времени прибытия и убытия автотранспортного средства (п. 94 ПРАВИЛ перевозки грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан прил. К ПКМ № 213 от 01.08.2014 г.).
Международные автомобильные перевозки грузов регламентируются законодательством и международными договорами Республики Узбекистан (п. 4 ПРАВИЛ перевозки грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан прил. К ПКМ № 213 от 01.08.2014 г.).
Вопрос оплаты «простоя» законодательством о международных перевозках не урегулирован. Соответственно, все вопросы, связанные с оплатой «простоев», должны быть оговорены в договоре перевозки, в т.ч.:
- Какие случаи относятся к простою;
- Как оформить факт простоя;
- Сумму неустойки при простое и т.д.
В вашем случае раз случай простоя не оформлен письменно, но Заказчик был уведомлен вовремя и признает факт простоя, рекомендуем подписать с Заказчиком письменный документ (акт, отчет и т.п.) подтверждающий факт простоя, срок простоя и указав сумму неустойки.
На практике сумма неустойки за простой привязана ко времени (часы, дни, сутки). Размер оплаты за простой устанавливается по согласованию сторон в договоре.
2. Выплата неустойки в случае простоя является штрафной санкцией, и требует оформления счет-фактуры (п. 59-1 Положения, прил. № 2 к ПКМ № 489 от 14.08.2020 г.).
Подробнее читайте в ответе на вопрос: ЭСФ при простое
Ответы актуальны на дату публикации.