ID вопроса: 3162
Наше предприятие в январе 2015 года на основании договора получило денежные средства в форме беспроцентного возвратного займа в размере 130,0 млн. Из статьи 734 ГК следует, что заем может быть как процентным, так и беспроцентным. Предоставление беспроцентного займа не влечет безвозмездность такого договора займа, так как сумма займа подлежит возврату. НСБУ № 2 определяет доход как увеличение активов или сокращение обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала. Следовательно, заемщик, получивший заем, который он обязан возвратить на беспроцентной основе, дохода не получает. Но, на основании камеральной проверки ссылаясь на установленную ставку рефинансирования ЦБ в размере 9% нам произвели начисление процентов за пользование заемными средствами (130,0*9%)=11,7 млн.сум, с которых мы должны как источник выплаты дохода заплатить налог на дивиденды и проценты в размере 1,17 млн.сум.
Правомерны ли действия налоговой инспекции по начислению процентов за пользование заемными средствами по договору беспроцентного займа?
Ответы экспертов:
03.06.2015

Музаффаров Камал Джабирович

Должность: Ведущий эксперт

Специализация: Корпоративное, гражданское, административное, уголовное право (процесс).

По смыслу статьи 734 и части третьей статьи 735 Гражданского кодекса, заем действительно может быть и процентным, и беспроцентным. Следовательно, одно физическое/юридическое лицо, будучи участником регулируемых гражданским законодательством отношений, может предоставить другому физическому/юридическому лицу, являющемуся таким же участником, сумму займа. Они, будучи сторонами, в договоре займа вправе установить получение займодавцем от заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных ими в том же договоре. Или установить, что займодавец продоставляет заемщику беспроцентный заем.

Вы правы, говоря, что предоставление беспроцентного займа (подобно предоставлению процентного займа) не влечет безвозмездности договора займа, так как его сумма подлежит возврату.

Концептуальная основа для подготовки и представления финансовой отчетности[1], на которую содержится отсылка в куказанном вами НСБУ N 2 «Доходы от основной хозяйственной деятельности»[2], определяет доходы как увеличение активов либо уменьшение обязательств в отчетном периоде (пункт 38.5). Однако у заемщика, который получает сумма процентного или безпроцентного займа, с увеличением актива (поступлением денег)  одновременно увеличивается обязательство (заем-то в будущем надо возвращать!). У займодавца применительно к предоставляемой и возвращаемой позже сумме займа (еще раз подчеркнем, сумме займа) происходит уменьшение одного актива («ушли» деньги) и увеличение другого (возникает дебиторская задолженность). По сути, то же самое происходит при возврате ему суммы займа: поступают деньги (увеличивается актив) – «исчезает» дебиторская задолженность (актив уменьшается).

При описанных выше ситуациях видно, что по смыслу пункта 38.5 упомянутой выше основы дохода нет ни у заемщика, ни у займодавца.

Доход может быть лишь у займодавца и лишь при получении им от заемщика процентов на сумму займа. Такой вывод, кстати, вытекает и из понятия «проценты», применяемого в Налоговом кодексе (НК). Согласно абзацу тридцать четвертому его статьи 22 процентами признается доход от долговых требований любого вида, в том числе доход по облигациям и другим ценным бумагам, а также по депозитным вкладам и другим долговым обязательствам.

Следует отметить, что проценты признаются доходом от реализации услуг, если их сумма в совокупности превышают общую сумму доходов от реализации товаров, работ, других услуг (первое предложение часть пятая статьи 130 НК)[3]. При отсутствии такого превышения, сумма процентов подлежит рассмотрению как прочий доход (пункт 14 части первой статьи 132 НК).

Таким образом, по договорам беспроцентного займа, что, как уже было отмечено выше, бесспорно, охватывает и условие возвратности его суммы, налоговые последствия отсутствуют.

Видится целесообразным дополнения НК нормативным положением, которое однозначно указывало бы на отсутствие налоговых последствий по такого рода договорам.

Что касается неправомерных действий налоговой инспекции, то вы, если желаете этого, вправе обжаловать в вышестоящий в порядке подчиненности орган, органы прокуратуры или  юстиции либо суд.

 

Эксперт «Norma Profi»

Камал МУЗАФФАРОВ

 


[1] Утверждена МФ и зарегистрирована МЮ 14.08.1998 г. N 475.

[2] Утвержден МФ и зарегистрирован МЮ 26.08.1998 г. N 483.

[3] Данная норма не распространяется на некоммерческие организации, для которых указанные доходы рассматриваются в качестве прочих доходов (второе предложение части пятой статьи 130 НК)..

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.