Необходимость получения разрешения и согласования маршрута на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза

ID вопроса: 3789
АО «Мубарекнефтегазмонтаж» просит Вас дать разъяснение по нижеследующей ситуации: Унитарное предприятие АО «Мубарекнефтегазмонтаж» имеет на своем балансе, на правах хозяйственного ведения, автотранспортные средства, которые занимаются перевозкой крупногабаритного и тяжеловесного груза на строительные объекты своего заказчика, генподрядчика внутри Республики Узбекистан.
В настоящее время при перевозке такого груза мы столкнулись с требованием со стороны ГАК «Узавтойул»: 1. Маршрут движения таких грузов согласовать с ГП «Йул лойиха-экспертиза» по каждой такой машине, независимо сколько раз будут перевезены грузы. Стоимость услуг автомашин на год составляет от 10 млн.сум и выше. В пересчете на все машины получается значительная сумма, которая должна попасть на себестоимость объекта. Будут ли данные затраты возмещены заказчиком? На основании какого нормативного правового документа введены данные условия? Просим указать нормативно-правовой документ законодательства.
Ответы экспертов:
02.11.2015

Султанова Сабохат Алишеровна

Должность: юрисконсульт

Специализация: хозяйственное и гражданское право

Согласно ст.20 Закона РУз «Об автомобильных дорогах» от 02.10.2007г. №ЗРУ-117 (далее - Закон) порядок пользования автомобильными дорогами общего пользования определяется специально уполномоченным органом. По автомобильным дорогам разрешается проезд транспортных средств, самоходных машин и механизмов с нагрузками на ось и весом, не превышающими установленных норм. За проезд транспортных средств, имеющих осевую нагрузку и габариты, превышающие установленные нормы для данной автомобильной дороги, взимается плата в порядке, установленном законодательством. В соответствии с разъяснением ГАК «Узавтойул» от 28.09.2015г. за №06/2763-А258 ГАК «Узавтойул» является специально уполномоченным органом государственного управления автомобильными дорогами общего пользования. Пунктом 26.5. Правил дорожного движения, утвержденных ПКМ от 11.12.200г. за №472 (далее - Правила) установлено, что для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных или особо опасных грузов требуется разрешение юридических лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги, и территориальных органов внутренних дел. Более того, в части 2 статьи 125-1 КоАО РУз предусмотрена административная ответственость за перевозку тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов и выезд на дорогу на транспортных средствах, габаритные параметры которых с грузом или без груза превышают установленные нормы, без наличия соответствующего разрешения, а равно с отклонением от маршрута движения, указанного в разрешении. Таким образом, для перевозки тяжеловесного и крупногабаритного груза требуется получение разрешения. Сам же порядок такой перевозки регулируется Правилами об обеспечении безопасности движения при перевозке тяжеловесного и крупногабаритного груза автомобильным транспортом (утверждены Постановлением КМ РУз от26.12.2011г. за №342 , далее - Правила). В приложениях к Правилам приводятся нормативные параметры разрешенной массы автотранспортных средств, осевой нагрузки, а также их тяжести. В пункте 2 Правил приводятся определения, согласно которым тяжеловесным грузом является груз, осевая масса которого превышает нормативные параметры, установленные для перевозки по автомобильным дорогам Республики Узбекистан в Правилах. Между тем, крупногабаритным грузом считается груз, один из параметров (высота, ширина, длина) которого превышают нормативные параметры, установленные для перевозки по автомобильным дорогам Республики Узбекистан Правилами. Необходимо отметить, что перевозка тяжеловесного и крупногабаритного груза автомобильным транспортом допускается, когда нет возможности или же когда нецелесообразно перевезти груз частями или же иным транспортным средством. Для того, чтобы осуществить перевозку тяжеловесного и крупногабаритного груза перевозчик или отправитель груза должен получить специальное разрешение и маршрут движения. Для получения данных документов необходимо обратиться к юридическим лицам, в ведении которых находятся автомобильные дороги с письменным обращением с указанием марки, вида и государственного номерного знака транспортного средства и параметрах груза, фамилии, имени и отчества водителя и лиц, ответственных за перевозку за 10 дней до перевозки (п.9 Правил). При этом, перевозчик или отправитель груза должен согласовать маршрут движения с государственными органами службы безопасности дорожного движения. Более того, орган, выдавший специальное разрешение в зависимости от особенностей перевозки может определить организации, с которыми необходимо также согласовать маршрут движения (организации хокимиятов городов, органы железной дороги). Для получения согласования в соответствующий орган также подается заявление с указанием маршрута движения, конкретной даты и времени перевозки, наименьшего радиуса поворота транспортного средства вместе с грузом, количества колес, схемы их размещения, распределения тяжести, попадающей на оси транспортного средства, общего вес, параметров, марки и вида транспортного средства Как правило, разрешение дается на одну перевозку. Однако, пунктом 10 Правил также предусмотрено, что при перевозках груза определенного вида по установленному рейсу возможна выдача разрешений на определенное количество грузов или на срок, определенный юридическими лицами в ведении которых находятся автомобильные дороги. При выдачи такого рода разрешения учитывается объем груза, срок строительства конкретного объекта и т.д. Согласно п.4.1. ШНК 4.01.16-09 «Правила по определению стоимости строительства в договорных декущих ценах» (утверждены Приказом Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству от 30.07.2009 года за N 83, далее - ШНК 4.01.16-09) стартовая стоимость объекта в текущих ценах рассчитывается заказчиками или по их поручению проектной или специализированной организацией ресурсным методом, основанном на калькулировании затрат в прогнозируемых текущих ценах и тарифах на ресурсы. Так, в силу п.4.3. ШНК 4.01.16-09 при ресурсном методе определяются следующие затраты: - затраты труда рабочих-строителей; - затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов; - затраты на приобретение материалов, конструкций и изделий с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов; - затраты на приобретение оборудования, мебели, инвентаря с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов; - прочие затраты производственного характера; - прочие затраты подрядчика; - прочие затраты заказчика (затраты заказчика, которые в соответствии с приложением N 2 к постановлению Кабинета Министров от 12.09.2003 года N 395 несет подрядчик при строительстве "под ключ"). В соответствии с п.4.15. ШНК 4.01.16-09 стоимость прочих затрат подрядчика при определении стартовой стоимости объекта рекомендуется принимать в процентах от стоимости строительно-монтажных работ по формуле Пп = (См + Сзп + Сэм + Сп) х У, где: См - затраты на строительные материалы, изделия и конструкции; Сзп - затраты на основную заработную плату с учетом начислений на социальное страхование; Сэм - затраты на эксплуатацию машин и механизмов; Сп - прочие затраты производственного характера; У - удельный вес "прочих затрат" подрядчика в процентах к стоимости строительно-монтажных работ. Удельный вес прочих затрат при определении стартовой стоимости объекта в региональном разрезе и по видам деятельности может быть принят по статистическому бюллетеню Госкомстата Республики Узбекистан "Основные показатели о затратах на работы, продукцию и услуги, выполненные строительными организациями", составляемому на основании отчетов подрядных организаций "Форма N 5-С". Следовательно, затраты подрядчика по доставке крупногабаритного и тяжеловесного груза на строительный объект, осуществляемые в рамках заключенного договора подряда, должны быть учтены в смете объекта и подлежат возмещению со стороны заказчика.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.