ID вопроса: 5679
Предприятие занимается предоставлением туристических услуг и хочет открыть дочернее предприятие по другому виду деятельности, тоже оказание услуг, например, авиакасса. Мы являемся плательщиками ЕНП по ставке 5-% от оказываемых услуг. Кроме того оказываем страховые услуги и оплачиваем ЕНП по ставке 33% от комиссии.
Как вести бухгалтерский учет в дочернем предприятии? И какие последствия при этом возникают в основном предприятии. Баланс должен быть самостоятельным для основного и дочернего предприятия? Или дочернее предприятие имеет свой расчетный счет и учет ведется отдельно от основного предприятия?
Ответы экспертов:
11.03.2016

Гущина Надежда

Должность: экономист

Специализация: бухгалтерский учет и налогообложение

Хозяйственное общество (в форме ООО, ЧП и в виде  др. организационно-правовых форм), созданное другим хозяйственным обществом (ООО, ЧП и др.), является по отношению к нему дочерним. Статьей 67 Гражданского Кодекса РУз (далее ГК РУз) определено понятие дочернего хозяйственного общества (далее ДХО).  Дочерним признается предприятие, которое контролируется головным обществом. Оно не отвечает по долгам своего головного общества. Статус дочернего предприятия выражается в том, что учредитель (головное предприятие) вправе давать ДХО указания, обязательные для исполнения в рамках, определенных законом и учредительными документами. А во всем остальном - это самостоятельное юридическое лицо, имеющее свой расчетный счет, самостоятельно ведущее бухгалтерский учет и составляющее свою отдельную финансовую и налоговую отчетность. Руководитель дочернего предприятия действует без доверенности, на основании Устава ДХО.

Однако, предприятия, имеющие дочерние предприятия, филиалы и представительства, должны составлять, помимо своей финансовой отчетности, консолидированную финансовую отчетность (статья 17 Закона РУз «О бухгалтерском учете). Вклады в дочерние предприятия отражаются в финансовой отчетности головного предприятия как его финансовые вложения и учитываются в соответствии с НСБУ № 12 «Учет финансовых инвестиций» (МЮ РУз № 596 от 16.01.1999 г.)

К консолидированной отчетности прилагается финансовая отчетность головного предприятия и его дочернего предприятия. Она составляется в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. Правила составления такой сводной отчетности прописаны в НСБУ № 8 «Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние хозяйственные общества» (МЮ РУз № 580 от 28.12.1998 г.). При подготовке консолидированных финансовых отчетов финансовые отчеты головного общества и всех его дочерних обществ объединяются путем построчного суммирования одинаковых статей активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов.

В головном и дочерних предприятиях целесообразно применять единую учетную политику, чтобы при составлении консолидированной отчетности не пришлось корректировать статьи, учтенные методом, отличным от того, который применяется при консолидации.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.