Правомерность осуществления государственным унитарным предприятием продажи автотранспорта самостоятельно через аукцион, без участия Госкомконкуренции. Необходимость нотариального заверения соответствующего договора

ID вопроса: 7048
Государственное предприятие «Навоийский горно-металлургический комбинат» (НГМК), являясь государственным унитарным предприятием, намерено реализовать основное средство - б/у автотранспорт, находящийся на балансе предприятия (автотранспорт не находится под арестом и свободен от притязаний других лиц, подлежит государственной регистрации в ГСБДД). Вопрос реализации согласован с учредителем (Кабинетом Министров РУз) и учредителем дано указание реализовать автотранспорт на публичных торгах. Оценочной организацией стоимость автотранспорта оценена на сумму менее 100 кратного размера минимальной заработной платы установленной в Республике Узбекистан. На основании п.12 Положения о порядке реализации основных средств и незавершенных строительством объектов бюджетных организаций и государственных унитарных предприятий, а также распределения денежных средств от их реализации (приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров РУз № от 31 декабря 2009 г. № 343) мы решили самостоятельно реализовать данное основное средства на публичных торгах с последующим нотариальным удостоверением. Однако, Нотариусы, при устном обращении на вопрос о необходимости нотариального удостоверения договора купли-продажи б/у автотранспорта по результатам аукциона, ссылаясь на п. 3 Положения о порядке оформления сделок с автомототранспортными средствами (приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 07.03.2006 г. N 38), отказывают в нотариальном удостоверении договора. При этом в обоснование указывают на то, что автотранспортные средства подлежат реализации Госкомконкуренцией, либо его территориальными органами и аукцион является специализированным торговым предприятием. Учитывая все указанные обстоятельства, прошу помочь и разъяснить: 1. Правильно ли НГМК поступает, заключая самостоятельно (без Госкомконкуренции) договор с организатором торгов на проведение аукциона для реализации автотранспорта? 2. Если НГМК поступает правильно, заключая договор с организатором торгов н
1. Правильно ли НГМК поступает, заключая самостоятельно (без Госкомконкуренции) договор с организатором торгов на проведение аукциона для реализации автотранспорта? 2. Если НГМК поступает правильно, заключая договор с организатором торгов на проведение аукциона самостоятельно (без Госкомконкуренции), то по результатам аукциона подлежит ли договор купли-продажи автотранспорта нотариальному удостоверению?
Ответы экспертов:
29.08.2016

Хосилов Эркин Дилмуротович

Должность: эксперт

Специализация: Хозяйственное право, хозяйственно-процессуальное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право.

1.  Самостоятельная (без Госкомконкуренции) продажа автотранспорта через аукцион при указанных условиях является правомерной по следующим основаниям.

Как правильно указано в пояснении к вопросу, реализуемое имущество госпредприятий и соответственно способ его реализации разделены на 2 вида (п. 12 Положения о порядке реализации основных средств и незавершенных строительством объектов бюджетных организаций и государственных унитарных предприятий, а также распределения денежных средств от их реализации, утвержденного постановлением Кабинета Министров РУз № от 31 декабря 2009 г. № 343, далее – Положение №343):

1) здания и сооружения (включая незавершенные строительством) государственных унитарных предприятий - реализуются Госкомимуществом в порядке приватизации;

2) остальные основные средства - реализуются государственными унитарными предприятиями самостоятельно по согласованию с учредителем в соответствии с законодательством.

Таким образом, автотранспорт, не являющийся зданием или сооружением, реализуется предприятием самостоятельно (то есть без участия Госкомимущества) на законном основании.

 

2. Договор купли-продажи автотранспорта, заключенный по результатам аукциона, подлежит нотариальному удостоверению.

Согласно п.3 Положения о порядке оформления сделок  с автомототранспортными средствами, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РУз от 07.03.2006 г. N 38 (далее – Положение №38), сделки с автомототранспортными средствами подлежат нотариальному удостоверению нотариусами, за исключением случаев реализации автомототранспортных средств:

специализированными торговыми предприятиями (предприятиями - производителями автомототранспорта, их представителями и посредническими (дистрибьюторскими) организациями);

организациями, оказывающими лизинговые услуги по договорам лизинга (за исключением лизинга легковых автотранспортных средств);

кредитными организациями и организациями, основным видом деятельности которых является лизинг, имеющими уставный капитал в размере не менее 2,0 млрд сум., по договорам лизинга с юридическими лицами в части легковых автотранспортных средств отечественного производства;

Госкомконкуренции и его территориальными подразделениями, а также судебными исполнителями районных (городских) отделов судебных исполнителей территориальных управлений Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан через аукционные торги в установленном порядке.

Как видно, самостоятельная реализация государственным предприятием автотранспорта через аукционные торги не подпадает ни под один вышеуказанный случай, освобождающий нотариуса от оформления сделки.

Касательно возражений нотариуса:

1) правомерность согласно Положению №343 самостоятельной реализации автотранспорта самим предприятием, а не Госкомконкуренцией, указана выше. В этой связи следует отметить, что Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами, зарегистрированная Министерством юстиции 30.03.2010 г. N 2090, обязывает нотариуса учитывать требования Положения N 343 при оформлении сделок по продаже автомототранспортных средств, принадлежащих государственным организациям.

2) аукцион не является в данном контексте специализированным торговым предприятием по следующим основаниям:

а)  абзац 2 части 1 пункта 3 Положения №38 раскрывает понятие специализированного торгового предприятия – это 1) предприятие - производитель автомототранспорта; 2) его представитель; 3) посредническая (дистрибьюторская) организация. Организатор аукционных торгов не упомянут.

К сожалению, в законодательстве понятия посреднической (дистрибьюторской) организации не приводится. Но есть ближайшее понятие посредника – это «дистрибьюторская или дилерская организация - резидент Республики Узбекистан, осуществляющая деятельность по маркетингу, сбыту, поставке и сервисному обслуживанию, а также по авансированию производства сельскохозяйственной техники на основе соответствующего соглашения с производителем»[1].

Из данного понятия также можно сделать вывод о том, что аукцион не является посреднической (дистрибьюторской) организацией;

б) «аукционные торги» в качестве самостоятельного термина приведены в абзаце 5 ч.1 данного пункта Положения №38 – как исключение от нотариального оформления в случае реализации автотранспорта со стороны Госкомконкуренции и его территориальных подразделений, а также судебных исполнителей.  

Вывод: если бы «аукционные торги» входили бы в понятие «специализированного торгового предприятия», то были бы отдельно указаны в соответствующем абзаце 2 данного пункта.

в) далее в тексте Положения №38 термины «аукционные торги» и «специализированное торговое предприятие» приведены рядом как самостоятельные понятия, чуждые друг другу.

Приведем для примера абзац 1 п.10 Положения №38:

«Удостоверенные нотариусами договоры отчуждения автомототранспортных средств, а также договор (протокол) по реализации через специализированные торговые предприятия и аукционные торги автомототранспортных средств подлежат регистрации в органах ГСБДД по месту жительства (нахождения) приобретателя в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 мая 1997 г. N 256…».

Таким образом, сравнительно-правовой анализ норм Положений №38 и №343 не подтверждает доводов нотариуса об идентичности понятий «аукцион» и «специализированная торговая организация», а также отсутствии права предприятия на реализацию автотранспорта без Госкомконкуренции.

В данном случае необходимо обратиться к нотариусу с требованием о нотариальном оформлении сделки в письменном виде. При отказе от совершения нотариального действия согласно ст.39 Закона РУз «О нотариате» можно подать жалобу в суд по месту нахождения нотариальной конторы, а также обратиться в областное управление юстиции.

 

 


[1] См. Положение о порядке проведения ежегодной договорной кампании на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденное Постановлением Кабинета Министров  РУз от 14.07.2012 г.  №217.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.