ID вопроса: 7721
Здравствуйте. Хочу узнать об изменениях в закон о гражданстве РУз. Как известно, перечень оснований для утраты гражданства РУз был дополнен таким основанием как приобретение гражданства иного государства. Кроме того, закон вменил в обязанности граждан РУз, приобретших иное гражданство, сообщить об этом факте в ОВД или консульские учреждения РУз. Нахожусь в РФ, доступа к правовым базам РУз не имею. У меня возникли следующие вопросы: 1. В каком порядке и форме нужно сообщить? Какой перечень документов нужно приложить? В самом законе я ответа не нашел. Также не знаю, принят ли какой-нибудь подзаконный акт, разъясняющий порядок и утверждающий форму сообщения? На сайте консульства РУз в Москве информации нет. Например, когда в закон о гражданстве РФ гражданам РФ было вменено подобная обязанность, то там все было более менее подробно описано. Кроме того, был принят подзаконный акт, который утвердил порядок и форму уведомления. 2. В законе РУз сказано, что нужно сообщить в течение 30 дней. Однако закон не уточняет, с какого момента считать эти 30 дней. С момента принятия иного гражданства? Тогда данная обязанность распространяется только на тех, кто приобрел иное гражданство после вступления закона в силу. Или с момента вступления закона РУз в силу? Или какой то другой момент? 3. На кого распространяется обязанность сообщить о приобретении иного гражданства? По общему правилу, закон, возлагающий обязанности, ухудшающий положение лица или устанавливающий ответственность, не имеет обратной силы и применяется на будущие отношения. Исключение сделано только для случаев, когда закон прямо говорит об обратной силе. Насколько я понял из имеющихся у меня материалов, закон о внесении изменений не содержит указания об обратной силе. Скажем, гражданин РУз приобрел в 2006 году гражданство РФ. Должен ли он сообщить об этом гос. органы РУз? 4. И самое интересное: какая установлена ответственность за несвоевременное сообщение (30 дней) или несообщение вообще о приобрет
1. В каком порядке и форме нужно сообщить о приобретении иностранного гражданства? Какой перечень документов нужно приложить? 2. С какого момента необходимо сообщить в течение 30 дней о приобретении иностранного гражданства? 3. На кого распространяется обязанность сообщить о приобретении иного гражданства? 4. Какая установлена ответственность за несвоевременное сообщение (30 дней) или несообщение вообще о приобретении иного гражданства?
Ответы экспертов:
19.12.2016

Кожахметов Сакен Советбекович

Должность: Главный юрисконсульт

Специализация: Консультации по юридическим вопросам

Cогласно Закона Республики  Узбекистан  № ЗРУ–411  от 23.09.2016 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Принят Законодательной палатой 22 августа 2016 года, Одобрен Сенатом 25 августа 2016 года)  внесены изменения в статью  21 Закона Республики Узбекистан «О гражданстве РУз» в основание для утраты гражданства. 

К существовавшим ранее основаниям для утраты гражданства добавлено приобретение гражданства иностранного государства.

Если гражданин Узбекистана уже принял иностранное гражданство до вступления в силу данных изменений (до 24.09.2016 г.), он не может быть лишен гражданства нашей страны. В данном случае за ним не признается принадлежность к гражданству иностранного государства (ст. 10 Закона "О гражданстве Республики Узбекистан").

В тексте  Закона № ЗРУ–411 от 23.09.2016 г. не указано, что оно применяется к общественным отношениям, возникшим до его вступления в силу, то согласно ст. 31 Закона «О нормативно-правовых актах» правило об утрате гражданства в связи с принятием иностранного подданства не имеет обратной силы.

Закон обязывает лицо, принявшее гражданство иностранного государства, в течение 30 дней сообщить о данном факте в органы внутренних дел или консульские учреждения Республики Узбекистан за границей.

Также, с 5-ти до 3-х лет сокращен срок, по истечении которого, лицо, не вставшее без уважительных причин на консульский учет при постоянном проживании за границей, может быть лишено гражданства Узбекистана.

Помимо этого, ранее при возникновении любого из оснований к утрате гражданства физическое лицо должно было лишиться его в любом случае. В настоящее время в закон введена формулировка "может быть утрачено". Т.е. в каждом конкретном случае вопрос об утрате гражданства будет решаться индивидуально. Как установлено ст. 21 Закона "О гражданстве Республики Узбекистан" утрата гражданства оформляется Указом Президента Республики Узбекистан.

Не осуществление консульского учёта в течение 3 лет, со дня постоянного проживания за рубежом, согласно ст. 21 Закона РУз "О гражданстве" не влечёт автоматического лишения  гражданства. Так как п.2 раздела IV «Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Узбекистан» (утв. №УП-500 от 20.11.1992 г.), предусмотрено, что «Если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение 3 лет, консульские учреждения направляют материалы в Министерство иностранных дел. Министерство иностранных дел со своим заключением направляет материалы дела для рассмотрения в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Республики Узбекистан. Комиссия рассматривает представленные материалы и вносит предложение для принятия решения Президентом Республики Узбекистан».

Кроме того, пунктом 4 данного раздела Положения указано, что «Рассмотрение вопроса об утрате гражданства Республики Узбекистан возможно только после уведомления лица о причинах и обстоятельствах, на основании которых принимается решение об утрате им гражданства Республики Узбекистан. Гражданство Республики Узбекистан утрачивается со дня издания Указа Президента Республики Узбекистан».

То есть, если вы не получали письменное уведомление МИДа РУЗ о рассмотрении вопроса лишении вашего гражданства, вы всё еще являетесь гражданином Узбекистана. И при желании сохранения гражданства вам надо обратиться в ближайшее консульское учреждение Узбекистана для произведения постоянного учёта. Если же нет, то для самостоятельного выхода из гражданства вам потребуется обратиться в ближайшее консульское учреждение Узбекистана, в консульский округ которого входит страна, вашего проживания.

По данным официального сайта МИДа РУз http://www.mfa.uz/ru/consular/exit/  для подачи заявления об утрате  гражданства Республики Узбекистан требуется личная явка заявителя. Вместе со следующим перечнем необходимых материалов для выхода из гражданства Республики Узбекистан (все документы должны быть в представлены 3 экземплярах):

1. Заявление об утрате  гражданства на имя Президента Республики Узбекистан;

2. Анкета-заявление;

3. Автобиография;

4. Цветная фотография 45х55 мм (4 шт.);

5. Копия всех страниц паспорта гражданина Республики Узбекистан;

6. Копия свидетельства о рождении;

7. Документ, подтверждающий выезд заявителя на постоянное жительство за границу;

8. Нотариально удостоверенное согласие супруга (супруги) на выход заявителя из гражданства Республики Узбекистан;

9. Копия свидетельство о заключении брака (если состоит в браке);

10. Копия свидетельство о рождении ребёнка (если имеются дети).  

Ответственность  за несвоевременное сообщение (30 дней) или несообщение вообще о приобретении иного гражданства  законодательством Республики  Узбекистан не предусмотрена.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.