ID вопроса: 1787
Совместное узбекско-китайское предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью расположено в Чимбайском районе Республики Каракалпакстан. Основным видом деятельности является глубокая переработка корня солодки голой для получения экстракта, и естественно, основным сырьем является корень солодки голой. 1 марта 2013 г. вышло Постановление Кабинета Министров РУз за № 61, в пункте 1 которого указано: «Разрешить заготовку (сбор) солодки голой юридическим и физическим лицам без получения разрешения на специальное пользование при условии заключения ими договоров на поставку заготовленной солодки голой с перерабатывающими организациями Республики Узбекистан, производящими экстракт корня солодки голой». Наше предприятие – производитель экстракта корня солодки голой. Чтобы наладить производство, оно намерено заключить договора на поставку корня солодки голой с: а) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – хозсубъекты); б) с физическими лицами (гражданами). Хозсубъекты корень соловки голой намерены получить с фермерских хозяйств, оказав им услуги (работы) по очистке от сорняков и дикорастущих растений на сельскохозяйственных угодьях, принадлежащих этим хозяйствам, своими силами и средствами. Почти вся территория нашего района расположена в сельской местности, и, соответственно, население – физлица занимаются растениеводством и животноводством. При очистке своих наделов они выкорчевывают сорняки (а солодка голая для них является именно сорняком). Они собирают солодку голую со своих наделов и/или у своих соседей и сдают ее перерабатывающим организациям. Бывают и такие случаи: при освоении новых необработанных земель, при подготовке к пахоте и очистке полей фермерскими хозяйствами, выкорчеванные сорняки и другие виды растений, кроме сельскохозяйственных культур, руководители этих же хозяйств могут дать разрешение своим работникам или близлежащему населению собрать их. Физлица, собрав корень солодки, будут поставлять его перерабатывающим
1. Каковы последствия для хозсубъектов, если они начнут заниматься сбором и заготовкой корня солодки голой, предварительно заключив договор на поставку солодки голой с нашим предприятием? 2. Каковы последствия фермерским хозяйствам, на сельскохозяйственных угодьях которых юридические лица начнут сбор и заготовку корня солодки голой, полученного в процессе оказания им услуг (работ) по очистке от сорняков и дикорастущих растений? 3. Каковы последствия для физлиц, поставляющих корень солодки голой, полученные со своих наделов, собранные у других физлиц или собранные в фермерских хозяйствах с их разрешения? 4. Какие еще могут возникнуть вопросы и налоговые последствия, может быть мы что-то упустили?
Ответы экспертов:
15.07.2014

Музаффаров Камал Джабирович

Должность: Ведущий эксперт

Специализация: Корпоративное, гражданское, административное, уголовное право (процесс).

В соответствии с частью третьей статьи 6 Закона «Об охране и использовании растительного мира» (от 26.12.1997 г. N 543-I, далее – Закона) в специальное пользование объекты растительного мира представляются на основании разрешения за плату юридическим и физическим лицам для осуществления производственной и иной деятельности

В силу пункта 7 Положения о порядке использования объектов растительного мира, ввоза и вывоза их за пределы Республики Узбекистан[1] пользование объектами растительного мира (в том числе солодкой голой) согласно его приложению N 1 является специальным и осуществляется по оплачиваемым разрешениям (размер платы за 1 кг заготовленного корня солодки голой для юридических и физических лиц Узбекистана составляет 0,008 в коэффициенте к минимальному размеру заработной платы, а для иностранных лиц – 0,1 доллара США).

Условный пример расчета:

1. В результате выполнения хозсубъектом агротехнических работ по очистке земель фермерского хозяйства от сорняков было собрано 2 000 кг дикорастущего солодкового корня. Для реализации собранного корня солодки голой сборщик должен внести в Госкомприроду плату в размере 1 537 680 сумов ((0,008 х 96 105) х 2 000).

2. Если сборщиком является иностранное лицо, то сумма оплаты за 2 тонны заготовленного сырья составит 200 долларов США (0,1 х 2 000).

Квоты на заготовку дикорастущих видов лекарственных и пищевых растений и растительного технического сырья ежегодно утверждаются Госкомприродой по согласованию с Академией наук (абзац второй статьи 9 Закона). Разрешение на специальное пользование солодкой голой выдается Госкомприродой, а на территории государственного лесного фонда – Главным управлением лесного хозяйства при Минсельводхозе (пункт 9 Положения N 508).

Вместе с тем следует иметь в виду, что пунктом 1 Постановления КМ от 1.03.2013 N 61 «О мерах по совершенствованию и поддержке деятельности организаций – переработчиков солодки голой» юридическим и физическим лицам разрешена заготовка (сбор) солодки голой без получения разрешения на специальное пользование при условии заключения ими договоров на поставку заготовленной солодки голой с перерабатывающими организациями Республики Узбекистан, производящими экстракт корня солодки голой[2]. То же самое предусмотрено в подпункте «б» пункта 1.1 Схемы осуществления заготовки (сбора) и вывоза солодки голой, а также продуктов ее переработки (Приложение N 1 к упомянутому Постановлению).

С учетом этого можно резюмировать следующее:

для юридических и физических лиц, занимающихся заготовкой (сбора) корня солодки голой без получения разрешения Госкомприроды, но при наличии договора на ее поставку, заключенного с вашим предприятием, являющимся, как вы отметили, перерабатывающей организацией, производящей экстракт корня солодки голой, административно или уголовно-правовых последствий не наступит;

без заключения такого договора сборщики, указанные в вопросах 6-9 вашего письма, вправе заниматься заготовкой (сбором) корня солодки голой лишь с получением разрешения Госкомприроды на это и внесением соответствующей платы. К соблюдению этих требований законодательства должны следовать и лица, предоставляющие сборщикам корня солодки голой свои сельскохозяйственные угодья, наделы (фермерские и дехканские хозяйства, граждане и др.) для очистки земель от этого сорняка.

Несоблюдение описанных выше предписаний может повлечь за собой:

изъятие и передачу в установленном порядке государственными инспекторами по охране природы заготовительным и торгующим организациям незаконно заготовленной продукции (абзац шестой пункта 32 Положения N 508);

приостановление теми же инспекторами работ, при проведении которых нарушаются требования Закона и иных актов законодательства по охране и использованию растительного мира (абзац девятый пункта 32 Положения N 508);

возмещение юридическими и физическими лицами вреда, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании растительного мира, в порядке и на условиях, установленных законодательством (абзац второй пункта 36 Положения N 508);

установленную законом дисциплинарную, административную и уголовную ответственность (возмещение ущерба не освобождает виновных от нее).

К административной ответственности виновное лицо может быть привлечено по статье 60 Кодекса об административной ответственности (КоАО) в части, касающейся самовольного пользования растительным миром либо совершения сделок или иных действий, нарушающих в прямой или скрытой форме право собственности на природные ресурсы, переуступки права специального природопользования. За данное деяние может быть наложен штраф на граждан от 5 до 10, а на должностных лиц - от 10 до 15 МРЗП или назначен административный арест до 15 суток.

Уголовная ответственность может наступить, если нарушением установленного порядка или условий сбора или заготовки дикорастущих видов лекарственных растений будет причинен значительный ущерб (от 100 до 300 МРЗП). Согласно части первой статьи 202 Уголовного кодекса это деяние наказывается штрафом до 50 МРЗП или исправительными работами до 2 лет либо арестом до 6 месяцев.

В части второй указанной статьи за те же деяния*, б) причинившие крупный ущерб, в) совершенные по предварительному сговору группой лиц, предусмотрено наказание в виде штрафа от 50 до 75 МРЗП или исправительных работ от 2 до 3 лет либо лишения свободы до 3 лет.

Наконец, в части третьей той же статьи за те же деяния, совершенные: а) опасным рецидивистом; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) с использованием наземных, водных или воздушных механизированных средств; г) с применением взрывных устройств, ядохимикатов либо другим общеистребляющим или общеуничтожающим способом; д) организованной группой; е) с причинением особо крупного ущерба (500 и более МРЗП), установлено наказание в виде штрафа от 75 до 100 МРЗП или лишения свободы от 3 до 5 лет.


[1] Приложение N 1 к Постановлению КМ от 28.10.2004 г. N 508 (далее – Положение N 508).

[2] Аналогичной нормой дополнен и пункт 7 Положения N 508.

* Поскольку солодка голоая не входит в группу растений, занесенных в Красную книгу, с уничтожением которых сопряжено деяние, приведенное в пункте «а» указанной части статьи, ввиду чего на данный пункт выше мы не сослались.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.