ID вопроса: 2244
Мы своевременно уплачиваем все налоги, в том числе на имущество и земельный налог. Однако администрация рынка, на территории которого мы находимся, требует от нас арендную плату за пользование инфраструктурой. На вопрос, почему мы должны ее платить, администрация предоставила нам договор, предусматривающий этот платеж. В нем не указано, за аренду какого объекта или за какие услуги мы должны платить. Им предусмотрена лишь односторонняя, то есть только с нашей стороны, ежемесячная уплата арендной платы за пользование инфраструктурой рынка. Администрация настаивает, что мы обязаны ее платить независимо от того, подписали ли мы договор или нет.
Насколько правомерно требование администрации рынка об уплате арендной платы за пользование инфраструктурой рынка?
Ответы экспертов:
04.11.2014

Рузметов Шарофиддин

Должность: - экономист

Специализация: Налогообложение

В целях упорядочения торговли на дехканских, вещевых рынках и ярмарках, совершенствования механизма формирования и рационального использования поступающих финансовых средств, усиления борьбы с негативными явлениями в этой сфере, а также повышения качества обслуживания населения Указом Президента «О дополнительных мерах по улучшению организации функционирования рынков и качества обслуживания населения» (от 5.03.1996 г. N УП-1384) в ведение хокимиятов районов (городов) республики переданы дехканские, вещевые рынки и ярмарки и на их базе созданы акционерные общества открытого типа на основе объединения имущества и средств всех заинтересованных участников процесса производства (выращивания), заготовки, транспортировки и реализации продовольственных и иных потребительских товаров.

Все имущество и средства, находящиеся на территории рынков и ярмарок, были объединены и переданы на баланс вновь созданных АО. С этого момента на территории дехканских, вещевых рынков и ярмарок не могут находиться объекты недвижимости, собственниками которых являются физические или юридические лица.

Более того, пунктом 3 Постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» (от 26.04.2010 г. N ПП-1326) установлен порядок, который не допускает отвод земельных участков на территории рынков, а также передачу в собственность физическим и юридическим лицам объектов недвижимости, принадлежащих рынку.

В пункте 2 раздела III Минимальных размеров разовых сборов арендной платы и стои­мости оказываемых услуг, взимаемых администрациями рынков и торговых комплексов (утверждены постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 8.01.2014 г. N 2551), установлен минимальный тариф – плата за пользование инфраструктурой рынка с собственников зданий, сооружений и строений на территории рынков и торговых комплексов, а так как юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не являются собственниками  зданий, сооружений и строе­ний на территории дехканских, вещевых рынков, то на них данная норма не распространяется.

Поэтому из пункта 2 раздела III оставляем только плату с собственников зданий, сооружений и строений на территории торговых комплексов. Чтобы ответить на вопрос, что подразумевается под платой за пользование инфраструктурой, рассмотрим определение «инфраструктура торгового комплекса».

Инженерная инфраструктура торгового комплекса – это сети коммуникаций: электроосвещение, водопровод, канализация, вентиляция, телефонная связь, благоустройство прилегающей территории и т.д. Чтобы содержать их в рабочем состоянии, установлена плата за пользование инфраструктурой, которую обязаны платить собственники зданий, сооружений и строений, находящихся на территории торгового комплекса. В качестве аналогии хотелось бы привести взносы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которые платят члены товариществ собственников жилья.

Однако следует помнить, что в разных торговых комплексах различные инфраструктура и расходы на ее содержание, следовательно, сумма платы за нее не может быть одинаковой.

04.11.2014

Специалисты ОНК «Soliq kalkulyatori”

Должность: - коллективный эксперт проекта

Специализация: налогообложение, бухгалтерский учет

Пунктом 4 Постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» (от 26.04.2010 г. N ПП-1326) Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента поручено по согласованию с территориальными финансовыми и налоговыми органами ежегодно утверждать размеры взимаемых администрациями рынков и торговых комплексов разовых сборов, арендной платы и стоимости оказываемых услуг не ниже минимальных размеров, ежегодно устанавливаемых Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом. Во исполнение этого поручения Минфином и ГНК утверждено Положение о порядке организации и контроля своевременного и полного взимания разовых сборов, арендных платежей и платежей за оказываемые услуги на рынках, в торговых комплексах и их филиалах (зарегистрировано МЮ 27.01.2011 г. N 2185, далее – Положение N 2185). Его действие распространяется на рынки, торговые комплексы и их филиалы, а также на юридические и физические лица, осуществляющие торговую деятельность на их территории (пункт 1 Положения N 2185).

Источниками поступления доходов рынков, торговых комплексов и их филиалов являются разовые сборы; арендная плата; оказание услуг продавцам и покупателям; заготовка, закуп и реализация сельскохозяйственных товаров (для дехканских рынков), осуществляемые администрацией рынка (или его торгово-закупочными предприятиями); иные поступления, не противоречащие законодательству (пункт 2 Положения N 2185). Минимальные размеры разовых сборов, арендных платежей и платежей за оказываемые услуги на рынках, в торговых комплексах и их филиалах (далее – Минимальные размеры) ежегодно устанавливаются Министерством финансов и ГНК (пункт 3 Положения N 2185).

В частности, на 2013 год они были регламентированы постановлением МФ и ГНК от 7.01.2013 г., зарегистрированным МЮ 16.01.2013 г. N 2412 (далее – Постановление N 2412), а на 2014 год – аналогичным документом от 30.12.2013 г., зарегистрированным МЮ 8.01.2014 г. N 2551 (далее – Постановление N 2551), раздел III которых предусматривает минимальные размеры арендных платежей за пользование зданиями, сооружениями и другим имуществом на территории рынков и торговых комплексов и инфраструктурой рынка.

Как известно, арендные отношения регулирует Закон «Об аренде» (от 19.11.1991 г. N 427-XII). Согласно его статье 1 аренда – основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, иными природными ресурсами, а также имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной и иной деятельности. А в его статье 3 перечислены объекты арендных отношений:

предприятия, отдельные производства, цехи, фермы, иные подразделения, организации;

отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности;

земля (земли сельскохозяйственного назначения сдаются в аренду только для производства сельскохозяйственной продукции) и другие природные ресурсы.

Следовательно, основанием уплаты и требования арендной платы за пользование инфраструктурой рынка должен быть договор аренды конкретных объектов инфраструктуры рынка, заключенный между администрацией рынка и хозяйствующим субъектом, желающим их использовать.

В пункте 1 раздела III Минимальных размеров речь идет об арендной плате за пользование зданиями и сооружениями, находящимися на балансе рынков и торговых комплексов. Его формулировка и содержание на практике не вызывают каких-либо споров или разночтений, так как речь идет об аренде конкретно названных объектов (зданий и сооружений), находящихся на балансе рынков и торговых комплексов, администрации которых правомочны сдавать их в аренду на договорных условиях.

А в пункте 2 раздела III Минимальных размеров речь идет о собственниках зданий, сооружений и строений, которые не арендуют здания, сооружения (у них есть свои) или какие-либо иные объекты, соответствующие статье 3 Закона «Об аренде», а пользуются инфраструктурой рынка. Как известно, субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность на рынках, производят оплату за теплоэнергию, водоснабжение, электроэнергию, телефонную связь и т.д., которые могут быть расценены как инфраструктура, предоставляющим их организациям на основе заключенного с ними договора. Таким образом, на вопрос, что, кроме перечисленных видов ресурсов и услуг, представляет собой инфраструктура рынка, ответа нет. Более того, ни в Постановлении Президента N ПП-1326, ни в Положении N 2185 такой платеж, как арендная плата за пользование инфраструктурой рынка, не предусмотрен.

Требование от субъектов предпринимательства заключить арендный договор на использование объекта, существование которого не установлено, равно как и требование обязательного платежа за пользование инфраструктурой рынка без заключения какого-либо арендного договора, на наш взгляд, является принуждением одного хозяйствующего субъекта производить обязательные платежи не в госбюджет, а другому хозяйствующему субъекту, что противоречит законодательству.

А согласно статье 78 Конституции установление налогов и других обязательных платежей относится к сов­местному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса. В соответствии с этой конституционной нормой налоги и другие обязательные платежи в нашей стране установлены Налоговым кодексом, принятым Законодательной палатой, одобренным Сенатом Олий Мажлиса и подписанным Президентом. Его требованиями и надо руководствоваться в данном вопросе, так как в соответствии с частью второй статьи 16 Закона «О нормативно-правовых актах» (от 14.12.2000 г. N 160-II, в редакции Закона от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342)  нормативно-правовой акт должен соответствовать актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.