Рузметов Шарофиддин
Должность: - экономист
Специализация: Налогообложение
В целях упорядочения торговли на дехканских, вещевых рынках и ярмарках, совершенствования механизма формирования и рационального использования поступающих финансовых средств, усиления борьбы с негативными явлениями в этой сфере, а также повышения качества обслуживания населения Указом Президента «О дополнительных мерах по улучшению организации функционирования рынков и качества обслуживания населения» (от 5.03.1996 г. N УП-1384) в ведение хокимиятов районов (городов) республики переданы дехканские, вещевые рынки и ярмарки и на их базе созданы акционерные общества открытого типа на основе объединения имущества и средств всех заинтересованных участников процесса производства (выращивания), заготовки, транспортировки и реализации продовольственных и иных потребительских товаров.
Все имущество и средства, находящиеся на территории рынков и ярмарок, были объединены и переданы на баланс вновь созданных АО. С этого момента на территории дехканских, вещевых рынков и ярмарок не могут находиться объекты недвижимости, собственниками которых являются физические или юридические лица.
Более того, пунктом 3 Постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» (от 26.04.2010 г. N ПП-1326) установлен порядок, который не допускает отвод земельных участков на территории рынков, а также передачу в собственность физическим и юридическим лицам объектов недвижимости, принадлежащих рынку.
В пункте 2 раздела III Минимальных размеров разовых сборов арендной платы и стоимости оказываемых услуг, взимаемых администрациями рынков и торговых комплексов (утверждены постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 8.01.2014 г. N 2551), установлен минимальный тариф – плата за пользование инфраструктурой рынка с собственников зданий, сооружений и строений на территории рынков и торговых комплексов, а так как юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, не являются собственниками зданий, сооружений и строений на территории дехканских, вещевых рынков, то на них данная норма не распространяется.
Поэтому из пункта 2 раздела III оставляем только плату с собственников зданий, сооружений и строений на территории торговых комплексов. Чтобы ответить на вопрос, что подразумевается под платой за пользование инфраструктурой, рассмотрим определение «инфраструктура торгового комплекса».
Инженерная инфраструктура торгового комплекса – это сети коммуникаций: электроосвещение, водопровод, канализация, вентиляция, телефонная связь, благоустройство прилегающей территории и т.д. Чтобы содержать их в рабочем состоянии, установлена плата за пользование инфраструктурой, которую обязаны платить собственники зданий, сооружений и строений, находящихся на территории торгового комплекса. В качестве аналогии хотелось бы привести взносы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которые платят члены товариществ собственников жилья.
Однако следует помнить, что в разных торговых комплексах различные инфраструктура и расходы на ее содержание, следовательно, сумма платы за нее не может быть одинаковой.
Специалисты ОНК «Soliq kalkulyatori”
Должность: - коллективный эксперт проекта
Специализация: налогообложение, бухгалтерский учет
Пунктом 4 Постановления Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности дехканских рынков и торговых комплексов» (от 26.04.2010 г. N ПП-1326) Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента поручено по согласованию с территориальными финансовыми и налоговыми органами ежегодно утверждать размеры взимаемых администрациями рынков и торговых комплексов разовых сборов, арендной платы и стоимости оказываемых услуг не ниже минимальных размеров, ежегодно устанавливаемых Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом. Во исполнение этого поручения Минфином и ГНК утверждено Положение о порядке организации и контроля своевременного и полного взимания разовых сборов, арендных платежей и платежей за оказываемые услуги на рынках, в торговых комплексах и их филиалах (зарегистрировано МЮ 27.01.2011 г. N 2185, далее – Положение N 2185). Его действие распространяется на рынки, торговые комплексы и их филиалы, а также на юридические и физические лица, осуществляющие торговую деятельность на их территории (пункт 1 Положения N 2185).
Источниками поступления доходов рынков, торговых комплексов и их филиалов являются разовые сборы; арендная плата; оказание услуг продавцам и покупателям; заготовка, закуп и реализация сельскохозяйственных товаров (для дехканских рынков), осуществляемые администрацией рынка (или его торгово-закупочными предприятиями); иные поступления, не противоречащие законодательству (пункт 2 Положения N 2185). Минимальные размеры разовых сборов, арендных платежей и платежей за оказываемые услуги на рынках, в торговых комплексах и их филиалах (далее – Минимальные размеры) ежегодно устанавливаются Министерством финансов и ГНК (пункт 3 Положения N 2185).
В частности, на 2013 год они были регламентированы постановлением МФ и ГНК от 7.01.2013 г., зарегистрированным МЮ 16.01.2013 г. N 2412 (далее – Постановление N 2412), а на 2014 год – аналогичным документом от 30.12.2013 г., зарегистрированным МЮ 8.01.2014 г. N 2551 (далее – Постановление N 2551), раздел III которых предусматривает минимальные размеры арендных платежей за пользование зданиями, сооружениями и другим имуществом на территории рынков и торговых комплексов и инфраструктурой рынка.
Как известно, арендные отношения регулирует Закон «Об аренде» (от 19.11.1991 г. N 427-XII). Согласно его статье 1 аренда – основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, иными природными ресурсами, а также имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной и иной деятельности. А в его статье 3 перечислены объекты арендных отношений:
предприятия, отдельные производства, цехи, фермы, иные подразделения, организации;
отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности;
земля (земли сельскохозяйственного назначения сдаются в аренду только для производства сельскохозяйственной продукции) и другие природные ресурсы.
Следовательно, основанием уплаты и требования арендной платы за пользование инфраструктурой рынка должен быть договор аренды конкретных объектов инфраструктуры рынка, заключенный между администрацией рынка и хозяйствующим субъектом, желающим их использовать.
В пункте 1 раздела III Минимальных размеров речь идет об арендной плате за пользование зданиями и сооружениями, находящимися на балансе рынков и торговых комплексов. Его формулировка и содержание на практике не вызывают каких-либо споров или разночтений, так как речь идет об аренде конкретно названных объектов (зданий и сооружений), находящихся на балансе рынков и торговых комплексов, администрации которых правомочны сдавать их в аренду на договорных условиях.
А в пункте 2 раздела III Минимальных размеров речь идет о собственниках зданий, сооружений и строений, которые не арендуют здания, сооружения (у них есть свои) или какие-либо иные объекты, соответствующие статье 3 Закона «Об аренде», а пользуются инфраструктурой рынка. Как известно, субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность на рынках, производят оплату за теплоэнергию, водоснабжение, электроэнергию, телефонную связь и т.д., которые могут быть расценены как инфраструктура, предоставляющим их организациям на основе заключенного с ними договора. Таким образом, на вопрос, что, кроме перечисленных видов ресурсов и услуг, представляет собой инфраструктура рынка, ответа нет. Более того, ни в Постановлении Президента N ПП-1326, ни в Положении N 2185 такой платеж, как арендная плата за пользование инфраструктурой рынка, не предусмотрен.
Требование от субъектов предпринимательства заключить арендный договор на использование объекта, существование которого не установлено, равно как и требование обязательного платежа за пользование инфраструктурой рынка без заключения какого-либо арендного договора, на наш взгляд, является принуждением одного хозяйствующего субъекта производить обязательные платежи не в госбюджет, а другому хозяйствующему субъекту, что противоречит законодательству.
А согласно статье 78 Конституции установление налогов и других обязательных платежей относится к совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса. В соответствии с этой конституционной нормой налоги и другие обязательные платежи в нашей стране установлены Налоговым кодексом, принятым Законодательной палатой, одобренным Сенатом Олий Мажлиса и подписанным Президентом. Его требованиями и надо руководствоваться в данном вопросе, так как в соответствии с частью второй статьи 16 Закона «О нормативно-правовых актах» (от 14.12.2000 г. N 160-II, в редакции Закона от 24.12.2012 г. N ЗРУ-342) нормативно-правовой акт должен соответствовать актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу.
Ответы актуальны на дату публикации.