ID вопроса: 4563
Имеют ли право правоохранительные органы возбуждать уголовное дело по результатам камерального контроля?
Ответы экспертов:
02.11.2015

Музаффаров Камал Джабирович

Должность: Ведущий эксперт

Специализация: Корпоративное, гражданское, административное, уголовное право (процесс).

В статье 70 Налогового кодекса (НК) установлено, что если в ходе камерального контроля выявлены ошибки в заполнении налоговой отчетности или противоречия между сведениями, содержащимися в представленной налоговой отчетности и имеющимися в органах государственной нвалоговой службы (далее – ОГНС), об этом в письменной форме сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления.Налогоплательщик же обязан в 10-дневный срок со дня его получения представить в порядке, предусмотренном для представления уточненной налоговой отчетности, исправленную налоговую отчетность по соответствующим налогам и другим обязательным платежам либо обоснование выявленных расхождений.

Налоговым законодательством не предусматривается обязательность или возможность передачи ОГНС результатов камерального контроля правоохранительным органам.

Однако необходимо учесть, что в соответствии с частью первой статьи 322 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) поводами к возбуждению уголовного дела служат:

1) заявления лиц;

2) сообщения предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и должностных лиц;

3) сообщения средств массовой информации;

4) обнаружение сведений и следов, указывающих на преступление, непосредственно органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором;

5) заявление о повинной.

Статья 321 УПК обязывает дознавателя, следователя, прокурора в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело о преступлении во всех случаях, когда к тому имеются поводы и достаточные основания[1].

ОГНС в лице Главного управления по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов ГНК и его территориальных отделов являются органами дознания по делам о правонарушениях в финансово-экономической и налоговой сферах, выявленных на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств (пункт 10 статьи 38 УПК).

Если же решение вопроса по фактам нарушения законодательства выходит за пределы компетенции ОГНС, то материалы по ним передаются ими, как это установлено в пункте 12 части первой статьи 6 Закона от 29.08.1997 N 474-I«О государственной налоговой службе», органам прокуратуры, внутренних дел, службы национальной безопасности и судам.Например, если решение вопроса по материалам о данных, указывающих наличие признаков преступления, предусмотренногостатьей 184 или 189 Уголовного кодекса, выходит за пределы компетенции ОГНС[2], они подлежат передаче перечисленным выше органам[3].В этом случае ОГНС, усмотревший признаки одного из этих преступлений (включая по результатам камерального контроля), обязан представить в соответствующий орган дознания или предварительного следствия сообщение о преступлении, которое в силу статьи 326 УПК должно иметь форму служебного письма либо заверенной телефонограммы, телеграммы или радиограммы. К сообщению могут быть приложены находящиеся в распоряжении отправителя документы, которыми подтверждаются обстоятельства совершения преступления.

В качестве основания для возбуждения дела УПК называет наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Пояснить эту норму необходимо с учетом следующих обстоятельств:

1) данных должно быть достаточно для вероятного вывода о наличии преступления. Решение о возбуждении дела является вспомогательным, промежуточным, поэтому может быть основано на предположительно установленных фактах. Для возбуждения дела достаточно обоснованного предположения, что преступление могло быть. Вероятный характер оснований обусловливает приблизительную квалификацию преступления при возбуждении дела;

2) данные должны указывать на признаки преступления: общественную опасность, противоправность (запрещенность), виновность, наказуемость (часть первая статьи 14 УК). Для возбуждения дела не требуется выявить все признаки состава преступления, это задача последующих стадий (расследование, судебное разбирательство). Признаки преступления на стадии возбуждения дела, прежде всего, выявляются путем установления события преступления (по терминологии УПК). Лицо, его совершившее, и его вина могут предполагаться. Акцент комментируемой нормы не на самом преступлении, а на его признаках позволяет считать правильной формулировку о том, что дело возбуждается не по факту кражи (т.е. самого преступления), к примеру, а по факту пропажи (т.е. признаков преступления).

Таким образом, органы дознания и предварительного следствия вправе (обязаны) возбуждать уголовное дело по результатам камерального контроля, если они представляют собой достаточные данные, указывающие наличие признаков преступления.

 

 


[1]Основаниями для возбуждения дела являются данные, указывающие наличие признаков преступления (часть вторая статьи 322 УПК).

[2]Если призкани преступлений в финансово-экономической и налоговой сферахвыявленыне на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств. 

[3] Кроме судов, поскольку они, являясь органами правосудия (судебной власти) к правоохранительным не относятся.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.