Особенности реализации изделий пластмассы посредством электронной коммерции
Музаффаров Камал Джабирович
Должность: Ведущий эксперт
Специализация: Корпоративное, гражданское, административное, уголовное право (процесс).
Для реализации продукции собственного производства (изделия из пластмассы) через интернет-торговлю (такое сочетание слов вытекает из контекста письма) вашему предприятию не требуется получение лицензии или какого-либо иного разрешения (разве что оформить приказ об организации интернет-торговли, а также зарегистрировать доменное имя в домене «UZ» на основании соответствующего договора[1]). Не важно в каких объемах осуществляется торговля: крупными партиями, в небольших количествах или поштучно. Кстати, на юридических лиц, производящих и реализующих продукцию собственного производства, а также на отношения в области электронной коммерции не распространяется Положение о порядке осуществления оптовой и розничной торговой деятельности[2].
Если вы под интернет-торговлей имеете в виду электронную коммерцию, вам следует руководствоваться прежде всего Законом «Об электронной коммерции»[3]. В соответствии с его ст. 3 электронной коммерцией является купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем.
Участником электронной коммерции может быть юридическое и (или) физическое лицо, являющееся продавцом или покупателем товаров (работ, услуг) в подобной коммерции. Продавцом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст. 10 Закона N ЗРУ-385).
В ст. 15 Закона N ЗРУ-385 говорится, что:
договор в электронной коммерции может заключаться путем осуществления акцепта:
– в виде электронного документа[4];
– в виде электронного сообщения;
– посредством совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте;
такой договор признается заключенным в момент получения участником-оферентом акцепта его оферты.
Применительно к покупателям – физическим лицам (гражданам) вам также необходимо следовать соответствующим требованиям Закона от 26.04.1996 N 221-I «О защите прав потребителей». На своем сайте вы будете обязаны предоставить потребителю полную информацию о правилах торговли товарами (ч. 4 ст. 5), а равно необходимую, достоверную и доступную информацию о реализуемых им товарах, а в отношении товара, подлежащего обязательной сертификации, – информация о его сертификации (ст. 6).
В электронной коммерции, подразумевающей в вопросе расчета безналичную форму, использование контрольно-кассовой машины, разумеется, исключается. Обязательность применения ККМ на территории Узбекистана предусмотрена в случае реализации товаров (работ, услуг) за наличный денежный расчет, что вытекает из ч. 1 ст. 72 Налогового кодекса и других соответствующих нормативно-правовых актов, за исключением отдельных категорий юридических и физических лиц, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять наличные денежные расчеты без ее применения[5].
Конечно, бывают случаи, когда лицо, реализующее товары через интернет-магазин, организует их доставку покупателю, принимает от него наличные деньги и выдает ему чек ККМ или другой документ, подтверждающий расчет. Однако прием оплаты наличными при доставке товара не может относиться к электронной коммерции.
Теперь что касается документов, которыми будет подтверждаться реализация продукции.
В абз. 17 ст. 22 НК приведено понятие «реализация», которая определяется как отгрузка (передача) товаров, выполнение работ и оказание услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передача залогодателем права собственности на заложенные товары залогодержателю. Документами, подтверждающими реализацию, являются счет-фактура, акты о выполнении работ или оказании услуг, квитанции, чеки, другие документы, подтверждающие факт отгрузки (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Как следует из ч. 3 ст. 22 НК, юрлица, осуществляющие оборот, облагаемый НДС, и оборот, освобожденный от него, а также юрлица, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны выставить лицу, получающему товары, счет-фактуру. Исключение составляют случаи, приводимые в п.п. 1-7 этой части статьи, в том числе предоставление покупателю чека терминала (п. 2) и оформление экспортных поставок товаров (п. 3) (при таких поставках используются грузовая таможенная декларация). Чек терминала и ГТД, по смыслу ч. 4 той же статьи, являются документами, заменяющими счет-фактуру. При этом в случае поставки товаров, облагаемых НДС, в этих документах в обязательном порядке должна быть выделена сумма данного налога.
В остальных случаях реализации товаров (включая в электронной коммерции) с использованием иных форм безналичного расчета (например, расчет электронными платежными поручениями), которые не охвачены ни одним из пунктов ч. 3 ст. 222 НК, продавцу (в том числе в электронной коммерции) необходимо выставить покупателю счет-фактуру. Даже при продаже товаров гражданам.
Возвращаясь к ст. 15 Закона N ЗРУ-385, обращаем ваше внимание на ее часть вторую, которая предусматривает, что документы, связанные с исполнением договора, могут быть оформлены в виде электронного документа или на бумажном носителе. То же самое усматривается из ч. 2 ст. 222 НК.
[1] См. Положение о порядке регистрации и пользования доменными именами в домене «UZ» (утв. приказом гендиректора УзАСИ от 26.05.2008 N 155, зарегистрированным МЮ 23.06.2008 N 1830).
[2] Приложение к постановлению КМ от 26.11.2002 N 407 (далее – Положение N 407).
[3] От 29.04.2004 N 613-II, в редакции Закона от 22.05.2015 N ЗРУ-385 (далее – Закон N ЗРУ-385).
[4] В силу ч. 1 ст. 5 Закона от 29.04.2004 N 611-II «Об электронном документообороте» электронным документом является информация, зафиксированная в электронной форме, подтвержденная электронной цифровой подписью и имеющая другие реквизиты такого документа, позволяющие его идентифицировать.
[5] Перечень указанных категорий лиц приводится в приложении N 3 к постановлению КМ от 17.11.2011 N 306.
Ответы актуальны на дату публикации.