ID вопроса: 6049
Наша фирма занимается экспортом сельхозпродукции. Фирма собственных земельных участков не имеет, у фермеров арендовано 200 га земли. Фирма зарегистрирована в форме ООО и является плательщиком ЕНП. С валютной выручки от экспорта сельхозпродукции осуществляем 25 % продажу.
1. Должна ли фирма платить ЕЗН, если занимается экспортом сельхозпродукции и арендует у фермеров 200 га земли? Если да, то по какой ставке, если земельный участок находится в Джаркурганском районе Сурхандарьинской области? 2. С конвертируемой валюты удерживается 5 % налога как только выручка поступает на расчетный счет, правильно ли это?
Ответы экспертов:
26.04.2016

Мирзаганиев Музаффар Мирзарахматович

Должность: - экономист

Специализация: налогообложение, бухгалтерский учет

В вашем вопросе отражено, что Фирма собственных земельных участков не имеет, а использует земли, арендованные у фермеров. Здесь необходимо отметить, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, земельные участки, выделенные фермерским хозяйствам, должны быть использованы строго по целевому назначению, передача земли в субаренду запрещается.

Согласно Закону РУз «О фермерском хозяйстве», фермерское хозяйство - это самостоятельный хозяйствующий субъект, ведущий товарное сельскохозяйственное производство с использованием земельных участков, предоставленных в аренду (статья 3). При предоставлении земельных участков фермерское хозяйство берет на себя обязательство обеспечить урожайность сельскохозяйственных культур не ниже кадастровой оценки земли. Это обязательство закрепляется в договоре аренды земельного участка (статья 5). Для создания фермерского хозяйства его глава должен получить земельный участок в установленном порядке (статья 6). Договор об аренде земельного участка подписывается главой фермерского хозяйства и хокимом района (статья 11). Земельные участки, предоставленные фермерскому хозяйству, используются строго по целевому назначению. Они не могут быть приватизированы, а также не могут являться объектами купли-продажи, залога, дарения, обмена и передаваться в субаренду (статья 13).

Согласно Положению «О порядке предоставления земельных участков в долгосрочную аренду фермерским хозяйствам» (утв. ПКМ РУз №476 от 30.10.2003г.), фермерским хозяйствам земельные участки предоставляются в аренду на основе открытого конкурса. Земельные участки в долгосрочную аренду фермерским хозяйствам предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса. Земельные участки, предоставленные в аренду фермерским хозяйствам, обязаны использоваться строго по целевому назначению, не могут быть приватизированы и являться объектом купли-продажи, залога, дарения, обмена а также не могут передаваться в субаренду. При нецелевом использовании предоставленных в аренду фермерскому хозяйству сельскохозяйственных угодий, посевов, не предусмотренных в договоре сельскохозяйственных культур,  это считается грубым нарушением договора аренды со всеми вытекающими последствиями, предусмотренными в действующем законодательстве.

Вышеуказанные требования к земельным участкам, предоставленным в аренду, также отражены в Земельном кодексе РУз (статья 24).

Исходя из вышеизложенного, в целях избежания правонарушений и дальнейшего ведения деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства, рекомендуем вам пересмотреть правомерность использования арендованных вами земельных участков.

По вопросу порядка налогообложения:

Порядок налогообложения будет зависеть от вида осуществляемой вами деятельности.

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса РУз, плательщиками единого земельного налога являются сельскохозяйственные товаропроизводители. Одно из условий отнесения предприятия к сельхоз товаропроизводителям это наличие земельных участков для ведения сельского хозяйства, предоставленных в установленном порядке органами государственной власти на местах.

Так как ваше предприятие не имеет собственных земельных участков, выделенных органами государственной власти на местах (хокимиятом области или района), а в своей деятельности вы используете земли, арендованные у фермерских хозяйств, в соответствии с требованиями статьи 362 НК РУз, вы не будете относиться к сельхоз товаропроизводителям, соответственно не будете являться плательщиком единого земельного налога.

Являясь плательщиком ЕНП, вы должны начислять и уплачивать ЕНП, с учетом минимального размера ЕНП, исчисленного в соответствии с Положением «О порядке исчисления и уплаты единогоналогового платежа с учетом введенияминимального размера единогоналогового платежа» (рег. № 2203 от 03.03.2011г.). Годовой минимальный размер ЕНП, исчисляется исходя из 3-х кратного размера минимального земельного налога, установленного для соответствующей местности и категории земель. Ставки земельного налога на 2016 год, утверждены Постановлением Президента РУз № ПП-2455 от 22.12.2015 года.

В вашем конкретном случае, базовая ставка земельного налога, взимаемая за орошаемые общественные сельскохозяйственные угодья, установленная для Джаркурганского района Сурхандарьинской области, составляет – 16814,3 сум за 1 га. (табл. №1, приложение №20 к ПП-2455). Ставка земельного налога, определяется исходя из базовой ставки земельного налога и поправочного коэффициента (табл. №1.2, приложение №20 к ПП-2455), учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета). Класс земельного участка и его качественные характеристики отражаются в кадастровых документах на земельный участок.

Например, если в кадастровых документах, арендуемые вами земельные участки относятся к III классу земель, с учетом поправочного коэффициента - 2,25 ставка земельного налога будет составлять 37832,17 сум за 1га (16814,3с*2,25=37832,17с). Для 200 га земельного участка, арендованного у фермеров, годовой минимальный размер ЕНП будет составлять – 22699302 сум (37832,17с*3*200га=22699302с). При определении минимального ЕНП, могут применяться понижающие коэффициенты в зависимости от вида осуществляемой деятельностии и месторасположения предприятия.

 По вопросу взимания 5% налога при поступлении выручки на счет предприятия:

В соответствии с Постановлением Президента РУз № ПП-1245 от 22.12.2009 года, с 1 января 2010 года для предприятий оптовой торговли введена уплата авансовых платежей по единому налоговому платежу в размере 5 процентов от суммы выручки, поступающей от проведенных операций.

Порядок уплаты единого налогового платежа предприятиями оптовой торговли с учетом авансовых платежей, регламентируется Положением «О порядке уплаты единого налогового платежа предприятиями оптовой торговли с учетом авансовых платежей» (рег. № 2065 от 14.01.2010г.). В соответствии с данным Положением органы государственной налоговой службы направляют в коммерческие банки, в которых открыты основные и вторичные депозитные счета, уведомления о предприятиях, получивших лицензию на право осуществления оптовой торговли. В свою очередь коммерческие банки на основании уведомлений органа государственной налоговой службы в обязательном порядке открывают налогоплательщикам специальные банковские счета: 22624 - "Целевые средства юридических лиц, реализующих отдельные виды подакцизных товаров" для предприятий оптовой торговли, реализующих отдельные виды подакцизных товаров или 22626 - "Целевые средства предприятий и организаций" для предприятий оптовой торговли, реализующих другие виды товаров.

Средства, поступающие на вышеуказанные банковские счета распределяются: 5% - в качестве авансовых платежей по единому налоговому платежу и 95% - перечисляются на основные и вторичные депозитные счета налогоплательщиков.

Если ваше предприятие имеет лицензию на право осуществления оптовой торговли, то на основании уведомления налоговых органов, коммерческим банком открывается спец счет, при поступлении выручки на который, удерживается и перечисляется в бюджет 5% в качестве авансового платежа по единому налоговому платежу. Удержание 5% в качестве авансовых платежей по единому налоговому платежу с основных и вторичных счетов налогоплательщиков в Положении № 2065 не предусматривается.

Органы государственной налоговой службы несут ответственность за правильность и своевременность направления уведомлений в коммерческие банки, а коммерческие банки несут ответственность за правильность и своевременность перечисления авансовых платежей по единому налоговому платежу (пункт 17-1 Положения).

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.