ID вопроса: 6552
На территории нашего предприятия имеются 4 отдельных здания. Все они находятся в одном кадастровом деле. В 2015 году одно из 4-х зданий мы поставили в залог для получения кредита. Остальные здания не находятся в залоге. Сейчас предприятие намерено продать одно из зданий, не находящееся в залоге. Мы обратились в органы кадастра для выделения данного здания из общего кадастрового дела, что бы затем его реализовать. Но органы кадастра начали сомневаться в правильности наших действий. Влияет ли залог на одном из зданий на осуществление сделки по купле-продаже и регистрации в органах кадастра? Как нам правильно осуществить куплю-продажу здания? Необходимо ли сначала разделить кадастровые дела или можно осуществить куплю-продажу здания, а потом уже изменить кадастровые дела?
Влияет ли залог на одном из зданий на осуществление сделки по купле-продаже и регистрации в органах кадастра?
Ответы экспертов:
22.06.2016

Вохидов Махкам Мубинович

Должность: - юрист

Специализация: хозяйственное, трудовое, уголовное и др. право

 В рассматриваемом случае не существует каких-либо законодательных ограничений на распоряжение имуществом, не обремененным залогом.

 Для ответа на вопрос, касательно государственной регистрации разделения объектов недвижимости, ранее зарегистрированных как единый, следует проанализировать ряд норм национального законодательства.

Согласно части первой статьи 111 Гражданского кодекса (далее - ГК) сделки с земельными участками и другим недвижимым имуществом (отчуждение, ипотека, долгосрочная аренда, принятие наследства и др.) подлежат государственной регистрации.

В пункте 7 Положения о порядке ведения государственного кадастра зданий и сооружений[1] определено, что все юридические и физические лица, являющиеся собственниками либо обладающие вещными правами на здания и сооружения, обязаны иметь документацию о государственной регистрации прав на принадлежащие им здания и сооружения.

Обязанность по регистрации здания или сооружения возлагается на собственника или лицо, обладающее вещными правами на здание или сооружение, которые вправе возложить все или отдельные обязанности по проведению необходимых процедур по регистрации здания или сооружения на третьих лиц.

Лица, указанные в предыдущем абзаце, или уполномоченные ими лица в месячный срок после возникновения, изменения, прекращения права собственности или других вещных прав либо изменения правового положения здания или сооружения для подготовки кадастрового дела и государственной регистрации права на здания и сооружения обязаны подать заявку государственному предприятию землеустройства и кадастра недвижимости района (города) Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (далее – кадастровая служба), с приложением правоустанавливающих документов.

В пунктах 42 и 43 Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними[2] (далее - Положение), приводится перечень таких документов, среди которых указывается и договор купли-продажи с актом приёмки-передачи здания (сооружения).

В соответствии с частью первой статьи 482 ГК, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Cогласно пункту 19 Положения о порядке кадастрового деления территории Республики Узбекистан и формирования кадастровых номеров земельных участков, зданий и сооружений[3], при операциях с земельным участком, в результате которых происходит деление данного участка или слияние его с другим(и), связанное с изменением границ и образованием новых(ого) участков(а), им присваиваются новые кадастровые номера в соответствии с установленным порядком. Предыдущие кадастровые номера считаются утраченными и не могут быть использованы повторно.

Для информации, кадастровый номер - индивидуальный, не повторяющийся, номер земельного участка, здания, сооружения, который присваивается при его формировании в соответствии с процедурой, установленной законодательством, и сохраняется, пока он существует как единый объект зарегистрированного права.

Таким образом, исходя из содержания вышеприведённых норм, предлагается вначале оформить сделку по купле-продаже объекта недвижимости и затем сторонам обратиться в кадастровую службу для осуществления государственных регистраций прав на приобретённый объект, а также на оставшуюся после сделки часть объектов, соответственно.

Также, в порядке информации следует указать, что в пункте 51 Положения указаны три исчерпывающих основания для отказа в государственной регистрации прав на здания и сооружения:

1) наличие в органе, осуществляющем государственную регистрацию, документов, свидетельствующих о наличии спора о принадлежности данного здания или сооружения;

2) выявленные в ходе натурных обследований факты самовольного захвата земельных участков и возведения зданий и сооружений, а также реконструкции зданий и сооружений с нарушениями требований законодательства;

3) обнаружение в представленных документах недостоверных или искаженных сведений.

Отказ в государственной регистрации прав на здания и сооружения по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности, не допускается.

 

 


[1] утверждено правительственным постановлением от 02.06.1997 г. N 278

[2] утверждено правительственным постановлением от 07.01.2014 г. N 1

[3] утверждено правительственным постановлением от 31.12.2001 г. N 492

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.