Дополнительные налоговые последствия выплаты кешбэка

ID вопроса: 24670
Предприятие-резидент IT-парка (плательщик налога на прибыль) предоставляет справочные услуги аптекам и их клиентам. То есть имеются сайт-справочник и мобильное приложение, где пользователи могут найти необходимые лекарства, а также сами аптеки, которые подключены к этому справочнику, видят оптовые цены на лекарства. С недавнего времени наше предприятие решило заняться привлечением клиентов в аптеки, подключенные к ее справочнику. Запустили акцию – если клиент приходит в аптеку, показывает, что пришел согласно информации из нашего мобильного приложения, и регистрирует чек на покупку в этой аптеке, то ему выплачивается кешбэк в размере 1 % на карточку. Цель нашего предприятия показать аптекам, что мы можем привлечь в их аптеки больше клиентов и тем самым расширить клиентскую базу.
Как отразить кешбэк, так как это не скидка и не дается нашим клиентам, а предоставляется клиентам наших клиентов (физлицам-покупателям)? Возникают ли какие-либо дополнительные налоговые последствия?
Ответы экспертов:
23.04.2023

Степанова Татьяна Анатольевна

Должность: эксперт, главный бухгалтер

– Кешбэк – это особенная акция, возврат некоторой части расходов на оплату товаров и услуг. Покупатель получает его в аптеке (или магазине), где делает покупку, но он никак не влияет на стоимость товара, которую покупатель платит за товар. 

Обещанные по кешбэку проценты от стоимости покупки (по чеку) фактически выплачивает партнер аптеки (или магазина) – организатор кешбэка. 

Исходя из вопроса рассмотрим три стороны кешбэковых операций. 

Клиент 

Покупатель-физлицо в условиях предоставления кешбэка уплачивает продавцу розничную цену. При этом учитываются любые скидки и акции, объявленные продавцом. Если с учетом всех действующих в аптеке (магазине) скидок и акций товар (лекарство) стоит, к примеру, 15 тыс. сум., покупатель их и заплатит. 

Подробно читайте в ответе на вопрос «Кешбэк покупателям-физлицам». 

Аптека (или магазин) 

В рассматриваемом случае кешбэк не влияет на выручку и налоговую базу аптеки (или магазина). Именно поэтому при проведении продажи через кассовый аппарат аптеки (или магазина) кешбэк не учитывается среди прочих действующих скидок. При этом аптеке (магазину) нужно руководствоваться требованиями Положения о порядке применения системы онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением (прил.  1 к ПКМ  943 от 23.11.2019 г.)

Для организатора кешбэка он относится к маркетинговым инструментам для повышения лояльности клиентов с помощью бонусных программ. Он помогает продавцам (производителям) продвигать свои товары и услуги, увеличивать базу постоянных клиентов, а покупателям – получать дополнительную выгоду. 

Таким образом, чтобы расходы на кешбэк являлись для его организатора экономически обоснованными, они должны быть регламентированы в виде установленного бюджета (сметы) расходов на маркетинг и рекламу на определенный период (например, отчетный год), ценовой, учетной политикой предприятия. То есть с соблюдением норм статьи 305 НК. В противном случае они могут привести к дополнительным налоговым последствиям – отнесены к невычитаемым расходам (ст. 317 НК)

Такие расходы согласно пунктам 2.1.2.8 и 2.1.3 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (утв. ПКМ  54 от 05.02.1999 г.) следует отражать в составе расходов периода как расходы по реализации (согласно Плану счетов, прил.  1 к НСБУ  21, на бухсчете 9410 «Расходы по реализации»)

Рекомендуем ознакомиться с материалами по теме:

«Как рассчитать НДС при реализации ваучера»;

«Как сформировать расходы по реализации»;

«Как исправить ошибку в чеке ККТ».

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.