Нам Анжелика
Должность: - экономист
Специализация: налогообложение, бухгалтерский учет
Так как работники не несут расходов по проезду к месту командировки и обратно, нормы возмещения командированным работникам расходов за проезд не применяются.
Начнем с того, что автомобиль для предприятия действительно «чужой». Все станет понятно, как только вы оформите отношения с работником. По-нашему мнению, имеется два пути решения вопроса.
Во-первых, предприятие может заключить с работником договор ссуды на использование его личного грузового автомобиля. В результате работник не получит дохода, и у него не возникнет налоговых обязательств.
А у предприятия имущественные права, полученные безвозмездно (по договору ссуды), будут признаны прочим доходом (пункт 4 статьи 132 НК), и в целях исчисления ЕНП должны включаться в состав валовой выручки (пункт 2 статьи 355 НК). При определении стоимости имущественных прав необходимо руководствоваться статьей 135 НК.
Во-вторых, можно заключить с работником договор аренды. В данном случае предприятие не получит дохода, у него появится расход по аренде автомобиля. А работник получит доход в виде арендной платы и должен будет уплатить с него НДФЛ по установленной минимальной ставке (статья 181 НК) (в 2015 году 8,5%).
При этом необходимо знать, что согласно пункту 4 Постановления Президента РУз от 04.12.2014 г. N ПП-2270 налогообложение физических лиц, сдающих имущество в аренду, осуществляется исходя из суммы арендной платы, установленной договором, но не ниже рассчитанной по минимальным ставкам арендной платы, установленным в приложении N 26 указанного Постановления. А именно, в целях налогообложения доходов физических лиц от сдачи в аренду 1 грузового автомобиля применяется минимальный размер ставки арендной платы в месяц – 430 000 сум.
Если договор заключается на срок не более года, то аренда признается текущей, и предприятие не будет начислять амортизацию.
После оформления договора предприятие вправе отнести стоимость использованных ГСМ на командировочные расходы.
Напоминаем также, что в соответствии с пунктом 2 «Положения о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 14.07.2006 г. N 138), подлежит лицензированию деятельность по осуществлению перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, осуществляемая на коммерческой основе.
В заключении сообщаем, что выплачивать компенсацию своему работнику за использование его личного автомобиля для служебных поездок предприятие не вправе. Так как в «Порядке выплаты компенсации за использование личных автомобилей работников для служебных поездок (кроме командировок)» (Приложение N 3 к ПКМ РУз от 02.04.1999 г. N 154) говорится об использовании личных легковых автомобилей.
Ответы актуальны на дату публикации.