ID вопроса: 4797
Наше производственное предприятие (ООО, плательщик ЕНП), занимается изготовлением рекламной продукции и осуществляет ее монтаж на объектах заказчика в городах республики. Своего грузового автотранспорта не имеем. В целях доставки необходимых материалов, инструментов, изготовленных конструкций и группы командированных работников до мест выполнения работ и обратно используется грузовой автомобиль, являющийся собственностью одного из сотрудников. Автомобиль используется с согласия работника на основании приказа по предприятию. Управляет автотранспортным средством командированный (сам собственник или другой работник по доверенности). Компенсация за использование авто не выплачивается. ГСМ для заправки автомобиля приобретается по корпоративной пластиковой карте предприятия в г. Ташкенте и, по мере необходимости, по пути следования. Заправка бензином оформляется на водителя в качестве аванса на командировочные расходы. По авансовому отчету водителя стоимость фактически израсходованного ГСМ списывается как затраты на проезд группы командированных работников к месту командировки и обратно. Никому из группы командированных дополнительно не производится возмещение затрат на проезд.
Сопоставляется ли расход на ГСМ для проезда на автомобиле к месту командировки и обратно с нормой компенсационных выплат на проезд (только на водителя или кратной числу командированных лиц)? Правильно ли отражать в учете ГСМ для чужого авто в виде аванса на командировочные расходы?
Ответы экспертов:
05.12.2015

Нам Анжелика

Должность: - экономист

Специализация: налогообложение, бухгалтерский учет

Так как работники не несут расходов по проезду к месту командировки и обратно, нормы возмещения командированным работникам расходов за проезд не применяются.

Начнем с того, что автомобиль для предприятия действительно «чужой». Все станет понятно, как только вы оформите отношения с работником. По-нашему мнению, имеется два пути решения вопроса.

Во-первых, предприятие может заключить с работником договор ссуды на использование его личного грузового автомобиля. В результате работник не получит дохода, и у него не возникнет налоговых обязательств.

А у предприятия имущественные права, полученные безвозмездно (по договору ссуды), будут признаны прочим доходом (пункт 4 статьи 132 НК), и в целях исчисления ЕНП должны включаться в состав валовой выручки (пункт 2 статьи 355 НК). При определении стоимости имущественных прав необходимо руководствоваться статьей 135 НК.

Во-вторых, можно заключить с работником договор аренды. В данном случае предприятие не получит дохода, у него появится расход по аренде автомобиля. А работник получит доход в виде арендной платы и должен будет уплатить с него НДФЛ по установленной минимальной ставке (статья 181 НК) (в 2015 году 8,5%).

При этом необходимо знать, что согласно пункту 4 Постановления Президента РУз от 04.12.2014 г. N ПП-2270 налогообложение физических лиц, сдающих имущество в аренду, осуществляется исходя из суммы арендной платы, установленной договором, но не ниже рассчитанной по минимальным ставкам арендной платы, установленным в приложении N 26 указанного Постановления. А именно, в целях налогообложения доходов физических лиц от сдачи в аренду 1 грузового автомобиля применяется минимальный размер ставки арендной платы в месяц – 430 000 сум.

Если договор заключается на срок не более года, то аренда признается текущей, и предприятие не будет начислять амортизацию.

После оформления договора предприятие вправе отнести стоимость использованных ГСМ на командировочные расходы.

Напоминаем также, что в соответствии с пунктом 2 «Положения о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (Приложение N 1 к ПКМ РУз от 14.07.2006 г. N 138), подлежит лицензированию деятельность по осуществлению перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, осуществляемая на коммерческой основе.

В заключении сообщаем, что выплачивать компенсацию своему работнику за использование его личного автомобиля для служебных поездок предприятие не вправе. Так как в «Порядке выплаты компенсации за использование личных автомобилей работников для служебных поездок (кроме командировок)» (Приложение N 3 к ПКМ РУз от 02.04.1999 г. N 154) говорится об использовании личных легковых автомобилей.

Ответы экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений. Пользование этим сервисом осуществляется по правилам, с которыми Вы согласились, задавая вопрос на сайте. Просмотр всех вопросов и ответов открыт в свободном доступе.
Ответы актуальны на дату публикации.