Возможность получения работником копии документа о проведении в отношении него служебной проверки
Музаффаров Камал Джабирович
Должность: Ведущий эксперт
Специализация: Корпоративное, гражданское, административное, уголовное право (процесс).
В действующем законодательстве Республики Узбекистан, регламентирующем деятельность органов внутренних дел, отсутствуют нормы, которые предусматривали бы основания назначения служебной проверки, порядок ее проведения и другие связанные с ней вопросы. Очевидно, что данные вопросы урегулированы внутренним документом (инструкцией, положением или уставом) МВД Республики Узбекистан, не являющимся нормативно-правовым актом. Не исключаем, что обязательность или возможность выдачи копии заключения служебной проверки лицу, в отношении которого она проведена, таким документом не предусматривается. Однако...
Согласно второму предложению части первой статьи 29 Конституции каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом. Указанным правом обладают и работники органов внутренних дел, включая бывшие – уволенные со службы. Тем более в пункте 47 Временного положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Узбекистан[1] (далее – Временное положение) закреплено, что на работников этих органов распространяются все права и свободы, предусмотренные Конституцией и другими законодательными актами.
Еще одна конституционная норма. Статья 30 Конституции обязывает все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы.
Приведенные конституционные нормы развиты в таких законодательных актах, как Закон от 24.04.1997 N 400-I «О гарантиях и свободе доступа к информации» и Закон от 12.12.2002 N 439-II «О принципах и гарантиях свободы информации».
Из Закона «О принципах и гарантиях свободы информации», в частности, усматривается, что:
каждый беспрепятственно обладает указанным конституционным правом искать, получать, исследовать, распространять, использовать и хранить информацию (статья 4);
каждый вправе непосредственно либо через своих представителей обращаться с запросом на получение информации в устной, письменной форме, в том числе в электронной форме через информационную систему (часть первая статьи 9);
органы государственной власти и управления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с информацией, затрагивающей его права, свободы и законные интересы, создавать доступные ресурсы (часть вторая статьи 8).
Аналогичные по содержанию нормы имеются и в Законе «О гарантиях и свободе доступа к информации». В силу его статьи 7 доступ к информации может обеспечиваться и путем распространения соответствующих материалов. То есть распространение, как мы считаем, может осуществляться в устной (в том числе путем предъявления на обозрение для ознакомления), письменной (например, выдачей запрашиваемой копии конкретного документа или материалов) и электронной формах.
Обращаем внимание и на абзац второй пункта 64 Временного положения, где в обязанности прямых начальников работников органов внутренних дел наряду с прочим вменено обеспечение подчиненным защиты прав, предусмотренных Конституцией, законодательством и данным Положением. Значит, и право подчиненного на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы. Информация, которая содержится в заключении служебной проверки, безусловно, затрагивает права и законные интересы лица, в отношении которого она проведена.
С учетом изложенного необходимо сказать, что гражданин, как находящийся на службе в органах внутренних дел, так и уволенный с нее, имеет конституционное право на получение информации, содержащейся в заключении касающейся его служебной проверки, включая в виде копии этого документа. Соответствующий же орган внутренних дел (или его должностное лицо) обязан(о) обеспечить ему возможность ознакомления с указанной информацией, в том числе путем выдачи ему (согласно его запросу) копии упомянутого заключения.
От себя хотели бы добавить, что в средствах массовой информации не раз указывалась на необходимость принятия давно уже назревшего Закона «Об органах внутренних дел». Касательно этого глава нашего государства не столь давно в своей речи отметил следующее: «Нельзя также считать нормальным положение, когда до настоящего времени нет закона, регулирующего деятельность органов внутренних дел и органов правопорядка»[2].
Так вот, нам представляется целесообразным регулирование этим актом помимо прочего, отношений, связанных со служебной проверкой (основания, порядок ее назначения и проведения, ознакомление с материалами проверки, выдача копии ее заключения и т.п.). Или, по крайней мере, предусмотреть их во Временном положении либо ином подзаконном акте (например, в дисциплинарном уставе органов внутренних дел, подлежащем утверждению постановлением КМ).
[1] Утверждено постановлением Кабинета Министров от 08.01.1993 N 16.
[2] Из доклада Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 23-й годовщине Конституции Республики Узбекистан.
Ответы актуальны на дату публикации.